Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть". Концепция "контр

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть". Концепция "контр

Прокуратуру РФ, Счётную палату РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, при всём их различии, помимо особого места в системе разделения властей, объединяет функциональное единство. Они осуществляют функции контроля, надзора, наблюдения. Вообще, надзор и контроль в той или иной мере осуществляется различными государственными органами. Конституционный надзор за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов осуществляется судебным органом - Конституционным Судом РФ (Комитет Конституционного Надзора СССР был именно контрольно-надзорным, а не судебным органом). Вышестоящие суды осуществляют в установленных процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Контрольные полномочия имеются и у исполнительных органов, они осуществляют контроль параллельно с другими видами деятельности. Несколько шире межведомственный контроль, осуществляемый некоторыми исполнительными органами и контрольными органами Администрации Президента РФ. Однако сфера деятельности ведомственного и межведомственного контроля ограничены исполнительной властью. Законодательная власть организационно не приспособлена к осуществлению контроля и надзора, а контроль и надзор исполнительной власти за её же органами (а в сферу надзора и контроля в первую очередь попадают исполнительные органы) не всегда достаточно эффективен. Судебная власть, на мой взгляд, так же не может заменить государственный контроль и надзор, поскольку её деятельность по устранению нарушений закона носит реактивный характер. Суд лишь рассматривает дела в установленном процессуальном законодательством порядке, и в отличие от прокуратуры, не обязан реагировать на все нарушения закона.

Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, Счётная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, Уполномоченный по правам человека РФ рассматривает жалобы граждан на решения, действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Эти государственные органы практически не имеют нормотворческих и исполнительно-распорядительных полномочий, их государственно-властные полномочия имеют надзорный и контрольный характер.

В.Е.Чиркин приводит критерии обособления "ветви власти"[25] - наличие особых государственных органов и общегосударственный характер их деятельности, объединённое функциональное предназначение (ветвь власти может быть иерархической или рассредоточенной), и предлагает, помимо трёх основных "ветвей власти" выделить "контрольную власть". Этот тезис не нов, о "блюстительной власти" говорится ещё у декабристов. Вопрос о "контрольной власти" является дискуссионным, но на мой взгляд, в России она находится в стадии становления (и не только в России, но и во многих других государствах), и к ней можно отнести органы прокуратуры, органы финансового контроля и омбудсманов. Но поскольку центральное место в системе российской "контрольной власти" занимает прокуратура, а её основная функция - надзор, а не контроль, на мой взгляд, применительно к России её точнее будет называть "контрольно-надзорной властью".


Другие публикации:

Дагестан 2009
Это лишь некоторые террористические акты, произошедшие в Дагестане за последнее время. 7 ноября 2009 г. Около двух часов дня в центре Махачкалы по улице Магомеда Гаджиева произошел взрыв на втором этаже городского кафе "Орота". ...

Реформирование политической системы Российской Федерации
Прежде всего, на мой взгляд, необходимо раскрыть термин, являющийся темой работы: политическая система общества – это совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимно отношений межд ...

С
Самоопределение - 1) осознание и определение субъек­том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства. Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъек­т ...