Структура общества и ее функционирование
Страница 2

Политические публикации » Политическая система в Украине » Структура общества и ее функционирование

В Украине сформированы органы власти разного уровня, но гражданское общество характеризует не только наличие "властной пирамиды", но и эффективность ее функционирования, чего на практике в нашем государстве не наблюдается. Многочисленные министерства, ведомства, комитеты, подкомитеты, комиссии и т.д. пока еще демонстрируют несостоятельность вывести страну из системного кризиса, поэтому имеет место динамический процесс отчуждения граждан от государства, власти и политики. По выводам отечественных политологов и социологов, Украина является лидером среди постсоциалистических европейских государств по уровню недоверия населения властным структурам.

Для гражданского общества характерна система представительства интересов разных групп населения в виде объединений граждан. В условиях гражданского общества партии выражают интересы и формулируют политические приоритеты определенных социальных групп. На сегодня политические партии не достаточно способствуют надлежащему установлению каналов связи между государством и гражданами. Немало партий - особенно во время избирательных кампаний - пытаются показать себя представителями интересов не определенных социальных групп, а всего народа, что является популистским недальновидным шагом.

Неразвитость гражданского общества в Украине прослеживается в угрожающе низком уровне привлеченности граждан к организованной общественно-политической деятельности и очень низком уровне политической эффективности (оценка субъектом своей возможности влиять на политические события и решения), что связано со слабым развитием правовой системы в государстве и правового сознания у людей.

Для становления гражданского общества в Украине необходимой является реструктуризация украинского общества. К тенденциям трансформации социальной структуры нашего государства можно отнести фактическое отсутствие среднего класса и значительного продвижения в его формировании, люмпенизацию многочисленных слоев населения, появление новых владельцев, поляризация богатства и бедности, сохранение старой номенклатурой своих позиций. Свыше 70 процентов населения Украины занимает положение ниже среднего класса и существует в условиях крайней неопределенности и неуверенности. Через несформированность среднего класса, расслоение общества на богатых и бедных преобладает принцип силы, а не принцип права, хотя повсеместно декларируется намерение построения правового государства.

Факторами формирования в Украине гражданского общества имеются свободные и альтернативные политические выборы, референдумы, независимые (в первую очередь, от органов власти) средства массовой информации, развитие местного самоуправления, политические партии, способные представлять групповые интересы, наличие рыночных отношений и экономического плюрализма. [6, с.90]

Следовательно, подводя итог, можно констатировать, что те элементы гражданского общества, которые существуют на Западе, могут появиться в Украине при кардинальном сдвиге в экономике, политической структуризации украинского общества, при незаангажированности украинских масс - медиа. Формирование гражданского общества является необходимым условием перехода к рынку и правовой государственности.

Суть идеи гражданского общества состоит в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начал. Причем такой дуализм характерен главным образом для общественно-политической системы, отождествляемой с капитализмом, политической демократией и правовым государством. Здесь, как в целостном социуме, выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (или экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР
Вхождение Сахарова-физика в правозащитную деятельность было ознаменовано очень известной его работой - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Начиная с мая-июня 1968 года «Размышления» широк ...

Создание имиджа
Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных ...

Политические концепции Нового времени
Дав политической теории новые понятия и поставив перед ней ряд фундаментальных проблем, Возрождение тем не менее не создало систематического знания об обществе и законах его управления: политическому знанию необходим был новый тип рациона ...