Введение
Страница 1

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. В политике задействованы социальные группы и общности. Они также обретают определенные формы культуры и являются коллективным носителем.

После провозглашения независимости и смены общественно-политического строя в Украине, как и в других республиках бывшего Советского Союза, происходит интенсивный процесс становления политической культуры и науки о политике. На этом этапе политология в Украине прошла через дискуссию по поводу ряда основополагающих проблем.

Ключевой задачей политологии является учебно-просветительная деятельность, формирование высокого политического сознания и политической культуры граждан Украины, в частности подрастающего поколения. В этих процессах политология как учебная дисциплина играет незаменимую роль. Наиважнейшая задача — политические знания должны утвердиться во всех сферах сознания. Речь идет, прежде всего, о распространении политических знаний по вертикали, то есть о подготовке профессиональных политиков, парламентариев, управленцев, работников государственного аппарата. Проблемы упорядочения общественных процессов и утверждения государственности Украины, влияния властных структур на улучшение жизни граждан — все это требует от носителей политической власти высокой политической культуры, чего им недостает. Не менее актуальной и такой же сложной проблемой является распространение политических знаний по горизонтали — среди наиболее широких слоев населения, ученической и студенческой молодежи, среди всех социальных групп, партий, движений и организаций

Политологию интересуют особенности национального менталитета с целью выяснения его влияния на политическую жизнь, на политическую культуру общества. К настоящему времени накоплена обширная литература, посвященная анализу типичных черт национального характера и обусловленных ими стереотипов политического поведения различных народов.

Термин «политическая нация» очень обобщенно наука определяет как политическое сообщество граждан определенного государства. Т.е. людей, которые осознают свою принадлежность к этому сообществу, уважают правила, которые существуют в данном обществе. Это минимум. Как максимум, большинству членов политического сообщества должен быть присущим патриотизм, чувство ответственности за судьбу страны. Осознавали ли это 98% наших граждан, когда в 1991 году на знаменитом референдуме голосовали за независимость Украины? Наверное, в большинстве случаев, осознавали. Куда же делись эти ответственность и патриотизм после национального подъема начала 90-х годов? Стерлись экономическими неурядицами? Разрушились непрофессиональной и непатриотичной властью? Развеялись вследствие постоянных настойчивых вмешательств извне? Однозначно ответить сложно. Остается констатировать, что в какой-то момент в формировании политической нации нам пришлось начинать с ноля. Кажется, сдвиг в процессе национального единения есть. Чего стоят только события оранжевой революции или пример, когда все регионы, как один, бросились на помощь пострадавшим от небывалого наводнения областям. Мы признаем себя украинцами во время катастроф и стихий, мы болеем за свою страну во время спортивных соревнований или каких-то международных конкурсов . А что же касается политической культуры? На этот вопрос в одном из своих интервью постарался ответить первый президент Украины Леонид Кравчук:

— Политическая нация в Украине находится в стадии формирования. Сам процесс создания политической нации начался в 1994 году и длится по сей день, так как он очень сложный и противоречивый. Здесь вступают в противоречие объективные и субъективные факторы. Объективные факторы работают на формирование политической нации, а субъективные — на ее разрушение. В силу процессов, происходящих в обществе, и сложности самой существующей власти — эти два фактора сталкиваются. Плюс у нашей страны нет четкой стратегии развития, а также существует определенный раскол как во власти, так и в обществе. Все это тормозит процесс формирования политической власти. Сам этот процесс должен быть взаимодополняющим, то есть формироваться как снизу, так и сверху, здесь принимают участие и общество, и власть. Когда в стране будут созданы экономические, социальные, политические, духовные условия, работающие на нацию, тогда в обществе будет формироваться единая политическая нация. То есть будет определен курс развития страны и будут созданы все условия для благоприятной жизни народа. При создании политической нации должны учитываться интересы всех национальностей, которые проживают на территории Украины. Например, события 2004 года, связанные с президентскими выборами, затем последовавший роспуск парламента и избрание нового, который оказался полным противоречий, создало предпосылки для раскола общества. Поэтому мы сегодня не можем говорить об объединительных процессах, так как те процессы, которые были заложены в 2004 году и продолжаются еще сегодня, отрицательно влияют на единство нашей страны. Это выражается как во внешней политике, так и во внутренней.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Политология: сущность, задачи, функции, методы
Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Объектом изучения политической науки является политика – политические процессы, происходящие ...

Социальная основа российского Интернета
За десять лет своего существования российский Интернет в той или иной степени охватил почти всю страну. На середину 2001 г. вся аудитория российского Интернета составила по максимальным оценкам 12,8 млн. человек [Monitoring.ru, 2001], или ...

Государственное регулирование сети Интернет
Сегодня Интернет, как средство массовой коммуникации, достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с распро ...