Авторитарный политический режим

Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.

Авторитаризм является одним из самых распространенных режимов современности. Он получил развитие приемущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР когда после смерти И.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.

Общие черты авторитарных режимов:

1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности, так как элита формируется путем назначения сверху;

2. права и свободы граждан главным образом в политической сфере. Законы, как правило, на стороне государства, а не личности;

3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течением, лояльным к правящему режиму;

4. ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно – политических организаций. Деятельность партий и оппозиции запрещена или ограничена;

5. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, но вполне может уживаться с частным предпринимательством;

6. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

7. отсутствие огромного репрессивного аппарата. Массовые репрессии в обществе не проводятся;

8. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

9. разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизации власти. Права национальных меньшинств ограничены.

Кроме общих авторитарных режимов присущи и специфические черты:

1. военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше);

2. теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года);

3. авторитарные монархические режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия);

4. режимы, для которых характерно существование массовых партий (например, в Мексике) и поведение не конкурентных или полуконкурентных выборов.

Наиболее массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы, которые возникают в период освобождения ряда стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В традиционных обществах военные оказывались наиболее сплоченной социальной группой, способной объединить все слои общества на основе идеи национального определения. Вместе с тем, после прихода к власти военных политический курс может быть различным. Так в одних странах он привел к отстранению от власти коррумпированной элиты и отвечал интересом национальных государств (например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные становились исполнителями воли могущественных финансовых групп и государств, например, большинство военных режимов Латинской Америки финансировались США.

Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию. Например, после Второй мировой войны в Испании определенное время авторитарный режим, но под влиянием индустриально развитых стран Запада и США, которые стремятся расширить сферу демократических ценностей, эволюционировал в демократический политический режим.


Другие публикации:

Восточный направление, как доминирующий вектор во внешней политике
Визит президента РФ Владимира Путина в страны Персидского залива показал, что Россия меняет вектор внешней политики. Об этом на пресс-конференции по итогам визита российского президента в станы Ближнего Востока заявил президент Академии г ...

Политика взаимоотношения государства и рынка
Однако в отличие от традиционного подхода, основанного на анализе степени участия государства в регулировании рыночных процессов, осознание обоюдного влияния сторон - конституирования государством рынка и участия рынка в формулировании по ...

Выводы
Итак, проблемы политического лидерства в политологии имеют важное как теоретическое, так и прикладное значение. Деятельность политического лидера в значительной степени может способствовать, или наоборот, тормозить общественное развитие. ...