Заключение

В современном мире в качестве почитаемой большинством граждан ценности выступает понимание равенства как одинаковых для каждого человека жизненных шансов, возможностей для самореализации личности, ее развития или же, как получения каждым воздаяния по заслугам. Такое равенство считается справедливым в противоположность социальной уравниловки и несправедливому неравенству.

Демократия весьма слабо связана с обеспечением равенства возможностей и воздаяния по заслугам. Она означает лишь формальное равенство всех граждан, т.е. их равноправие как юридических лиц. Обеспечивание ею политическое равенство очень далеко от фактического равенства жизненных шансов людей и может использоваться в качестве ширмы, прикрывающей глубокое социальное неравенство.

Учитывая весьма слабую связь демократии со свободой, равенством и гуманизмом в целом, нет никаких оснований отождествлять ее и с социальной справедливостью, являющейся одной из основополагающих человеческих ценностей.

Явно не однозначное отношение демократии к наиболее почитаемым людьми (общечеловеческим) ценности – свободе, равенству, социальной справедливости и др., а также из различное, порой прямо противоположное толкование и весьма распространенное предпочтение им других, более земных повседневных радостей свидетельствуют о несостоятельности или, по мере, сомнительности ценностных обоснований демократии, равно как и практических попыток принудительно «осчастливить» ею различные народы.

Если демократия сама по себе не является сколь-нибудь общепризнанной ценностью, то, может быть, она имеет инструментальную ценность, т.е. способна принести обществу и людям наибольшую по сравнению с другими формами правления пользу?

Вторая, рационально-утилитарная группа аргументов в пользу демократии абстрагируется от ценностного подхода и трактует ее как наиболее рациональную, полезную для граждан форму организации. Утверждается, что демократическое правление позволяет всем общественным группам артикулировать и горманично сочетать свои интересы. Оно увеличивает восприимчивость общество к новым веяниям, требованиям времени и различных социальных сил, повышает вероятность нахождения оптимальных решений.


Другие публикации:

Движущие силы революции.
Основной движущей силой революции выступило население страны, доведенное до крайности бедностью и непонятными для него политическими играми, происходившими до, во время и после выборов. Именно простые люди выходили на улицы, блокировали д ...

Гедеократия в СССР.
Период 70-х г. породил свою идеологию. Идеологическое обеспечение курса руководства базировалось на двух выдвинутых с партийных трибунах тезисах : о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем ...

Концепция Николаса Спайкмена
В середине XX века центр англо-американской школы геополитики переместился в США. Это было связано с повышением роли Соединенных Штатов в мире. Р. Страус-Хюпе, Г. Вайджерт, Д. Вилси и другие ученые, используя главным образом военно-страте ...