Заключение

В современном мире в качестве почитаемой большинством граждан ценности выступает понимание равенства как одинаковых для каждого человека жизненных шансов, возможностей для самореализации личности, ее развития или же, как получения каждым воздаяния по заслугам. Такое равенство считается справедливым в противоположность социальной уравниловки и несправедливому неравенству.

Демократия весьма слабо связана с обеспечением равенства возможностей и воздаяния по заслугам. Она означает лишь формальное равенство всех граждан, т.е. их равноправие как юридических лиц. Обеспечивание ею политическое равенство очень далеко от фактического равенства жизненных шансов людей и может использоваться в качестве ширмы, прикрывающей глубокое социальное неравенство.

Учитывая весьма слабую связь демократии со свободой, равенством и гуманизмом в целом, нет никаких оснований отождествлять ее и с социальной справедливостью, являющейся одной из основополагающих человеческих ценностей.

Явно не однозначное отношение демократии к наиболее почитаемым людьми (общечеловеческим) ценности – свободе, равенству, социальной справедливости и др., а также из различное, порой прямо противоположное толкование и весьма распространенное предпочтение им других, более земных повседневных радостей свидетельствуют о несостоятельности или, по мере, сомнительности ценностных обоснований демократии, равно как и практических попыток принудительно «осчастливить» ею различные народы.

Если демократия сама по себе не является сколь-нибудь общепризнанной ценностью, то, может быть, она имеет инструментальную ценность, т.е. способна принести обществу и людям наибольшую по сравнению с другими формами правления пользу?

Вторая, рационально-утилитарная группа аргументов в пользу демократии абстрагируется от ценностного подхода и трактует ее как наиболее рациональную, полезную для граждан форму организации. Утверждается, что демократическое правление позволяет всем общественным группам артикулировать и горманично сочетать свои интересы. Оно увеличивает восприимчивость общество к новым веяниям, требованиям времени и различных социальных сил, повышает вероятность нахождения оптимальных решений.


Другие публикации:

Выводы
Невозможно однозначно определить само понятие «фашизм». Как явление – фашизм определил всю историческую реальность двадцатого столетия. Как политическое учение фашизм не исчерпал себя до сих пор и благополучно здравствует в виде различног ...

Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяе ...

Причины возникновения государства
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ря ...