Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.
Страница 2

Политические публикации » Концепции происхождения государства в трудах философов » Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным ( полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т.д.) означало различие, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (условного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое - zoon politikon – «политическое животное».

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, - пишет Аристотель, - в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, - подчеркивал он, - властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешивающий разум».

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Понятие политического лидерства и его необходимость
Лидер в переводе с анг. leader – (ведущий) – вождь, руководитель политической партии, общественный организатор и др. Это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое п ...

Политик выступает с предвыборной программой
(Государство для народа: Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко//http://www. sb. by)[1] Программа А. Лукашенко обращена к народу: мы с вами, мы – ваше правительство, мы – народ. Представляет груп ...

Понятие и структура политической системы общества
Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже др ...