Этапы развития рынка политического
консалтинга в Пермском краеСтраница 7
Создаются и новые агентства, занимающиеся политконсалтингом, в частности, в 2000 г был основан фонд "Политком" (возглавил его Вохринцев Д).
В сфере избирательных технологий на данном этапе развития пермского рынка политтехнологий наблюдается расцвет "чёрного пиара". Выборы, прошедшие в Прикамье за этот период, были отмечены широким использованием "грязных" технологий, большинство политических консультантов делали ставку не на "подъем" качеств кандидата, а на "опускание" качеств соперников. В результате на данном этапе развития политконсалтинга понятия "чёрный PR" и политический консультант постепенно становились тождественными, при этом обвинения в применении черного пиара, как отмечает Константин Киселёв, приносили консультантам даже определённые, в том числе финансовые, дивиденды. В данное время было модно и выгодно считаться "чёрным технологом", и считалось, что технология не может оцениваться с позиций морали, а лишь с точки зрения её эффективности. Прошедшие предвыборные кампании, в целом, отличались не только большим количеством "черного пиара", но и повышенным вниманием к социологическим опросам, которые использовались как одно из средств манипулирования мнением избирателей. Распространенной технологией на прошедших за этот период выборах был также электоральный сетевой маркетинг.
Начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, который, по мнению Константина Киселева, является следствием завершения этапа "первоначального накопления демократии", и выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе, введении законодательных ограничений на применение целого спектра избирательных технологий, попытках правового регулирования деятельности консультантов.
По мнению Владимирова В., на состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Характерной особенностью выборов в регионе, прошедших за данный период (а именно выборы в Законодательное Собрание 2006 г, выборы главы города Перми и депутатов Пермской городской Думы 2006 г, выборы в Государственную Думу 2003 и 2007 г, выборы в органы МСУ) является их безальтернативность, в отличие более ранних избирательных кампаний, которые всегда отличались накалом острой политической борьбы. Как замечает Киселёв К., "схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса. Всё это негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.
Кроме того, большое влияние на пермский рынок политконсалтинга оказали политические реформы 2003 - 2004 гг (избирательная и партийная) Путина В.В., в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, была введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. Последствия президентской инициативы не остались незамеченными и для пермских политтехнологов. По словам Владимирова В., выборы губернаторов и кандидатов-одномандатников были одними из самых финансовоемких мероприятий. Введение полностью пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу и смешанной на выборах в Законодательное Собрание привело к тому, что кандидатов-одномандатников становится меньше (а на выборах в Госдуму их не будет и вовсе), в результате чего пермский политконсалтинг лишился одного из самых прибыльных сегментов рынка: вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, количество потенциальных клиентов политтехнологов, по словам Боталова А., сократится до 5-6 партий. Таким образом, изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. По подсчётам креативного директора "Площади круга" Валерии Пегушиной, пермский рынок политконсалтинга сократится на 30%. Директор РПА "Кучер" Григорий Куранов считает, что рынок политтехнологий в регионе сократился в 5 раз. Однако при этом пермские политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию. В целом они сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако потери крупных игроков этого рынка будут минимальны, поскольку изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств.
Другие публикации:
Функции политической системы
Функции системы — определенные типы деятельности, удовлетворяющие ее потребности в самосохранении и направленной организованности. Антиподами функций являются дисфункциональные процессы — действия, разрушающие данное состояние, дестабилиз ...
Сталинско-большевистский
политический режим
После ухода В.И. Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В. Сталина, что привело к формированию в рамках советско-к ...
Мифы демократии
Один из демократических мифов – о том, что "воля" народа может быть выявлена простым голосованием, после чего она приобретает силу закона, образуя основу народного суверенитета. Можно обнаружить уже у Томаса Пейна в его определ ...