Заключение
Страница 1

Итак, в ходе исследования автором было выяснено, как и почему трансформировался рынок политического консалтинга в Пермском крае, а также проанализировано его современное состояние.

В истории политического консалтинга в Пермском крае было выделено три этапа:

Становление рынка политических технологий (руб.80-90-х гг - конец 90-х гг.)

Расцвет рынка политконсалтинга (конец 90-х гг. - начало 2000 - х гг.)

Кризис пермского рынка политического консалтинга (с 2003 г. - до совр.).

На протяжении первого этапа происходит становление рынка политических технологий: появляются первые политические технологи, формируются агентства, предоставляющие услуги в сфере политического консалтинга ("Кучер", "Центр избирательных технологий", "Площадь круга", "Социнком", "Стиль-МГ", "Майский жук", "Паритет", ОРВИНИТ и т.д.), происходит наработка инструментария. Одновременно на пермском рынке начинают работать политконсультанты из других регионов (Москва ("НиколлоМ", "Новоком", "Имидж-Контакт", "Лидер"), Екатеринбург.

Второй этап развития профессии (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политического консалтинга. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. Круг политтехнологов на данном этапе значительно расширился (политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях). Среди политконсалтинговых агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится близкое к областной администрации рекламно-политическое агентство "Кучер", которое начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье. Что касается иногородних политтехнологов, то на данном этапе происходит их вытеснение с рынка пермскими консультантами. В сфере избирательных технологий на данном этапе наблюдается расцвет черного пиара.

Однако начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе и т.д.

На состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса, что негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.

Но главным фактором, повлиявшим на трансформацию рынка политконсалтинга в Пермском крае, являются политические реформы 2003-2004 гг., которые изменили партийное и избирательное законодательство.

С одной стороны, эти реформы привели к сужению рынка политконсалтинга в Пермском крае (по разным подсчетам, от 30 до 80%) за счет отмены выборов губернатора и выборов в ЗС по одномандатным округам. При этом, по мнению экспертов, основной удар взяли на себя политтехнологи-одиночки, которые вынуждены работать в других регионах, менять профиль деятельности (работать на крупные корпорации, администрации. Однако кризис пермского рынка политтехнологий коснулся и политконсалтинговых агентств. На рынке края остались фактически работать всего несколько агентств - "Кучер", "Площадь круга", "ОРВИНИТ" (последний участвует в выборах лишь периодически). Большинство пермских агентств не специализировались исключительно на сфере политического консалтинга, политический консалтинг являлся для них смежным бизнесом наряду с рекламой, имиджевым консультированием и т.д. В результате кризиса агентства сосредоточились на других направлениях своей деятельности. Важное место на пермском рынке политконсалтинга занимают команды политтехнологов из других регионов (Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга и т.д.). Эксперты оценивают соотношение местных и иногородних игроков на современном этапе как 80 к 20, при этом отмечается тенденция роста участия иногородних политконсультантов на пермских выборах. Наиболее успешными из "варягов" являются команды из Екатеринбурга, в частности агентство Bakster-group (имеющее связи с краевой администрацией).

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Политическая система общества. Понятие
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридически ...

Теория фашизма
Фашизм – сложное и противоречивое явление, которое не поддаётся простым определениям. Ж. Желев считает, что «пришло время создать единственную теорию фашизма, которая бы логически соединила исследование разных его аспектов», однако, на пу ...

Политическая теория марксизма
Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об и ...