К вопросу о системе государственного регулирования миграционных процессов в России
Страница 1

Политические публикации » Современный имидж российского государства » К вопросу о системе государственного регулирования миграционных процессов в России

По примеру ряда стран постсоветский период развития России основывается на свободной рыночной экономике, демократических основах государственной власти, равенстве перед законом и незыблемости концепции прав человека и частной собственности. Этапы политического, социального и экономического развития, длившиеся, например, в США около двухсот лет, Россия стремится преодолеть за неполные двадцать. Наблюдается искусственное ускорение процессов развития, с результатами чего, в том числе и непредвиденными, пытается справиться существующая система государственного управления, имеется в виду именно госаппарат как таковой, его структура, связи, кадровые ресурсы. Многие политические процессы не находят должного отражения в действиях органов государственной власти. Вполне естественно, что существующие принципы и нормы государственного управления не всегда способны адекватно отвечать новым вызовам и проблемам, которые ставит стремительная трансформация политической, общественной, экономической и культурной жизни. Из-за этого в современной России можно наблюдать экономическую и социальную незащищенность широких слоев населения; систематические нарушения прав человека; неустойчивость политической системы. Отдельной проблемой, на наш взгляд, стоит демографическая ситуация. Это связано с тем, что на ее состояние влияет огромный набор факторов в совокупности.

Мы сосредоточим внимание на влиянии органов государственной власти и принципов их организации на демографические процессы в России, имея в виду не корректировку показателей рождаемости и смертности, а миграционные потоки из-за рубежа.

В настоящее время основную часть этого потока составляют жители СНГ и КНР. Подавляющее большинство из них – трудовые мигранты, которые пребывают в России временно и которым созданы для этого максимально комфортные условия. За счет них происходит насыщение рынка труда. В некоторых регионах Дальневосточного федерального округа мигранты из соседнего Китая обеспечивают функционирование целых отраслей промышленности и сферы услуг. Но вместе с этим происходит отток денег из страны, а государство лишается потенциальных граждан с постоянным местом жительства и работы в России. Трудовым мигрантам из стран СНГ экономически гораздо выгоднее оставаться таковыми, чем пребывать в России на постоянной основе. А китайские мигранты не имеют возможности продолжительный срок легально находиться в России в силу норм существующего законодательства.

Сегодня основными принципами организации Федеральной миграционной службы являются контроль и надзор, что обеспечивается сотрудниками ФМС на разных уровнях и площадках миграционных процессов, благодаря структуре службы, представленной Управлениями, ответственными за определенный участок работы (иммиграционный контроль, гражданство, трудовая миграция). Более эффективным, на наш взгляд, будет переориентирование деятельности ФМС на организацию миграционных потоков и эффективное управление ими. Необходимо так организовать работу службы, чтобы миграционные процессы не дестабилизировали сложившуюся ситуацию и не наносили ущерб обществу и государству, не нарушали динамику происходящих процессов и не противостояли устоявшимся связям. Следует таким образом выстроить систему регулирования миграции, чтобы способствовать двусторонней адаптации принимающего общества и мигрантов и превращение последних в россиян. На это следует обратить максимум внимания органам, ответственным за миграцию, и перейти от непосредственного механического контроля к управлению миграционными процессами.

В этих целях, по нашему мнению, необходимо создать Управление ФМС России, ответственное за прогнозирование и анализ перспектив в управлении миграционными процессами и приток новых граждан в страну, который нужно соответствующим образом направлять и контролировать. В эту работу должен активно включиться Научный совет ФМС, который поддерживает работу службы научными разработками.

Внешняя миграция может быть источником высокой численности населения вместе с увеличением естественного прироста. Естественно, что мигранты, претендующие на гражданство, должны соответствовать определенным требованиям, среди которых должны фигурировать образование и профессия, и быть в состоянии подтвердить заявленные о себе сведения. Мигранты должны быть знакомы с языком, культурой и обычаями нашей страны. В случае если мигрант удовлетворяет критериям, предъявляемым для желающих получить гражданство, ему оказывается помощь по переселению и социализации на новом месте. Справедливо будет вменить обязанности правительству и профильным организациям контроль и управление этим процессом. Нечто подобное, но в другом масштабе, реализуется сейчас в рамках программы по переселению соотечественников из-за рубежа.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Функции политической системы.
Являясь самостоятельным организмом, политичес­кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности: 1) регулирующая, касающаяся упра ...

Политическая мысль Древнего Китая
Идеи пассивного протеста угнетенных масс сформулированы в учении даосизма, основателем которого, по преданию, был Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Основы этого учения изложены в книге "Дао-де цзин", составленной его последователями в ...

Ретроспективный и перспективный анализ модели конфедеративного устройства на примерах конкретных государств
Конфедерация является хотя и редкой, но достаточно древней формой государственного устройства. Классические образцы кон федерации — Ахейский союз Древней Греции и Республика Соединенных провинций Объединение 7 нидерландских провинций (XVI ...