Типологизация политической культурыСтраница 1
Системному пониманию феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию эмпирические политические культуры и определяет их иерархию по отношению к некой идеальной, «перфектной» модели. Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.
Классической считается типология культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Анализируя и сопоставляя политические системы Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:
1. патриархальная. Здесь граждане ориентированы на местные ценности (род, клан, общину), на конкретные личности (вождей, шаманов). Знание о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных.;
2. подданническая. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же время опасается санкций с ее стороны;
3. участия, или активистская. Активное включение индивидов в политическую жизнь. Граждане умело отстаивают свои интересы и через выборы оказывают влияние на процесс выработки политики[6].
Авторы предложили таблицу, в которой нулями обозначали отсутствие или слабое выражение ориентаций и, наоборот, единицами – устойчивые ориентации относительно структурных элементов системы.
Таблица 1
Типология политических культур
Политическая культура |
Система вообще как объект |
Объекты «на входе» системы |
Объекты «на выходе» системы |
Отношение к себе как к объекту |
Патриархальная |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подданическая |
1 |
0 |
1 |
0 |
Участия |
1 |
1 |
1 |
1 |
Однако согласно концепции Алмонда и Вербы в реальной политической жизни политическая культура любого общества представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель:
· общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;
· высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;
· чувство гордости за политические институты своей нации;
· ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
· желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
· открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
· чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;
Другие публикации:
Проблемы, способствующие кризису отношений на
постсоветском пространстве
В результате распада сначала Варшавского договора, а затем и Советского Союза произошло резкое изменение всей расстановки сил на мировой арене. Этот процесс совпал с набирающей силу глобализацией и переформированием Европейского сообществ ...
Понятие, объект и предмет геополитики
Еще ученые Древнего мира заметили естественную связь политической деятельности (под которой они в первую очередь понимали деяния правителей) и пространства Земли, где эта деятельность разворачивалась. Действительно, разве можно планироват ...
Избирательная агитация на улице
Трудно добиться того, чтобы люди приходили и встречались с кандидатом – нужно, чтобы кандидат сам приходил к ним3. существует множество способов организации таких встреч. Наиболее эффективная агитационная кампания проводится прямо на улиц ...