Э

Элита

(от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих спе­цифическими личностными особенностями и профессиональ­ными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере общественной жизни. В этом смысле говорят о власт­вующей элите культурной, элите военных, ученых, спортсме­нов и др.

Как определенная система взглядов теория элиты была сформулирована в начале XX в. Г. Парето, В. Моской, Р. Михельсом, а ее предшественниками являются Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. В западной социологии существуют различные теории элит, в которых противопоставляются элиты и народные массы, проводится мысль о смене элит по мере завершения опреде­ленного цикла (В. Парето, Р. Михельс и др.). В ряде концеп­ций отстаивается мысль о неизбежности появления элит как в структуре политической власти, которая рассматривается в виде «консенсуса» между различными руководящими группа­ми военных, промышленников, управляющих, так и в струк­туре современного производства, поскольку технологические требования и организационные условия предприятия предпо­лагают существование особого слоя управляющих (менед­жеров).

Экспансионизм

(от лат. expansio - расширение) - поня­тие, означающее: 1) агрессивную политику распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью насильственного захвата чужих территорий и рынков сбыта; 2) расширение, распространение чего-нибудь за какие-нибудь первоначальные пределы, границы укрепле­ния своего военно-стратегического положения.

Экстремизм

(от лат. extremus - крайний) - привержен­ность к крайним мерам и взглядам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений Э.: правый Э. (прежде всего неофашистские партии и группировки), ле­вый Э. («новые левые» в Италии и Франции, «красные брига­ды» в Италии и Германии), исламский Э. и т. п.

Этатизм

(от франц. etat - государство) - термин, обозна­чающий необходимость и оправданность активного вмеша­тельства государства в экономическую, политическую, со­циальную и духовную жизнь общества, исходя из идентифицирования государства как непреходящей ценности, высшего результата и цели общественного развития.

Абсолютизация идей Э. приводит, как правило, к реализа­ции концепций «тотального государства» (типа фашистской: Германии), в котором чрезмерная централизация власти, подавление личных прав и свобод граждан, произвол и волюн­таризм правящей верхушки доходят до абсурда, а сохранение государства остается возможным лишь на основе репрессий и геноцида по отношению к собственному народу.


Другие публикации:

Австрийская партия свободы
Австрийская партия свободы была основана в 1949 г. Основы этой партии можно найти в либерально-националистическом пангерманском движении. При создании партии в неё вошли представители нескольких партий Первой Республики и Партия великого ...

Структура общества и ее функционирование
Человек - существо политическое, утверждал Аристотель. Однако политика - не единственная забота человека, и отнюдь не занимает всех его помыслов. Прежде чем заниматься политикой, индивид должен удовлетворить свои повседневные потребности ...

Российско-африканские отношения в контексте образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке
После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался но ...