Э

Элита

(от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих спе­цифическими личностными особенностями и профессиональ­ными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере общественной жизни. В этом смысле говорят о власт­вующей элите культурной, элите военных, ученых, спортсме­нов и др.

Как определенная система взглядов теория элиты была сформулирована в начале XX в. Г. Парето, В. Моской, Р. Михельсом, а ее предшественниками являются Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. В западной социологии существуют различные теории элит, в которых противопоставляются элиты и народные массы, проводится мысль о смене элит по мере завершения опреде­ленного цикла (В. Парето, Р. Михельс и др.). В ряде концеп­ций отстаивается мысль о неизбежности появления элит как в структуре политической власти, которая рассматривается в виде «консенсуса» между различными руководящими группа­ми военных, промышленников, управляющих, так и в струк­туре современного производства, поскольку технологические требования и организационные условия предприятия предпо­лагают существование особого слоя управляющих (менед­жеров).

Экспансионизм

(от лат. expansio - расширение) - поня­тие, означающее: 1) агрессивную политику распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью насильственного захвата чужих территорий и рынков сбыта; 2) расширение, распространение чего-нибудь за какие-нибудь первоначальные пределы, границы укрепле­ния своего военно-стратегического положения.

Экстремизм

(от лат. extremus - крайний) - привержен­ность к крайним мерам и взглядам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений Э.: правый Э. (прежде всего неофашистские партии и группировки), ле­вый Э. («новые левые» в Италии и Франции, «красные брига­ды» в Италии и Германии), исламский Э. и т. п.

Этатизм

(от франц. etat - государство) - термин, обозна­чающий необходимость и оправданность активного вмеша­тельства государства в экономическую, политическую, со­циальную и духовную жизнь общества, исходя из идентифицирования государства как непреходящей ценности, высшего результата и цели общественного развития.

Абсолютизация идей Э. приводит, как правило, к реализа­ции концепций «тотального государства» (типа фашистской: Германии), в котором чрезмерная централизация власти, подавление личных прав и свобод граждан, произвол и волюн­таризм правящей верхушки доходят до абсурда, а сохранение государства остается возможным лишь на основе репрессий и геноцида по отношению к собственному народу.


Другие публикации:

Современное состояние и перспективы политической психологии как области политологического знания
Политическая психология — новая отрасль научного знания. Процесс ее становления еще не завершен, многие проблемы носят дискуссионный характер. В этом сложность ее изучения, но одновременно и преимущество, поскольку, как отмечал основатель ...

Теория бюрократии М. Вебера
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является фо ...

Предмет политической науки
Вычленение любой научной дисциплины предполагает определение прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Важно сформулировать цели и задачи дисциплины, отличие ее от других социальных и гуманитар ...