Э
Элита
(от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере общественной жизни. В этом смысле говорят о властвующей элите культурной, элите военных, ученых, спортсменов и др.
Как определенная система взглядов теория элиты была сформулирована в начале XX в. Г. Парето, В. Моской, Р. Михельсом, а ее предшественниками являются Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. В западной социологии существуют различные теории элит, в которых противопоставляются элиты и народные массы, проводится мысль о смене элит по мере завершения определенного цикла (В. Парето, Р. Михельс и др.). В ряде концепций отстаивается мысль о неизбежности появления элит как в структуре политической власти, которая рассматривается в виде «консенсуса» между различными руководящими группами военных, промышленников, управляющих, так и в структуре современного производства, поскольку технологические требования и организационные условия предприятия предполагают существование особого слоя управляющих (менеджеров).
Экспансионизм
(от лат. expansio - расширение) - понятие, означающее: 1) агрессивную политику распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью насильственного захвата чужих территорий и рынков сбыта; 2) расширение, распространение чего-нибудь за какие-нибудь первоначальные пределы, границы укрепления своего военно-стратегического положения.
Экстремизм
(от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним мерам и взглядам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений Э.: правый Э. (прежде всего неофашистские партии и группировки), левый Э. («новые левые» в Италии и Франции, «красные бригады» в Италии и Германии), исламский Э. и т. п.
Этатизм
(от франц. etat - государство) - термин, обозначающий необходимость и оправданность активного вмешательства государства в экономическую, политическую, социальную и духовную жизнь общества, исходя из идентифицирования государства как непреходящей ценности, высшего результата и цели общественного развития.
Абсолютизация идей Э. приводит, как правило, к реализации концепций «тотального государства» (типа фашистской: Германии), в котором чрезмерная централизация власти, подавление личных прав и свобод граждан, произвол и волюнтаризм правящей верхушки доходят до абсурда, а сохранение государства остается возможным лишь на основе репрессий и геноцида по отношению к собственному народу.
Другие публикации:
Современное состояние и перспективы политической психологии как области
политологического знания
Политическая психология — новая отрасль научного знания. Процесс ее становления еще не завершен, многие проблемы носят дискуссионный характер. В этом сложность ее изучения, но одновременно и преимущество, поскольку, как отмечал основатель ...
Теория бюрократии М. Вебера
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.
Значительной заслугой Вебера является фо ...
Предмет политической науки
Вычленение любой научной дисциплины предполагает определение прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Важно сформулировать цели и задачи дисциплины, отличие ее от других социальных и гуманитар ...