Характерные черты, критерии классификации политической системы
Страница 1

Политические публикации » Политическая система » Характерные черты, критерии классификации политической системы

Среди характерных черт такой политической системы следует назвать:

— территориальную стабильность;

— концентрацию суверенной политической власти в руках национальной элиты, стоящей над прочими социальными группами;

— формирование зависимых от национальной политической элиты единых вооруженных сил;

— создание единой управленческой администрации;

— структурирование централизованной судебной системы.

Исследователи отмечают, что такое государство возникает в связи

с развитыми капиталистическими отношениями, которые нуждаются в целостности политической системы в качестве гаранта формирования национальных рынков, где возможен обмен продукцией массового производства и где одной из основных черт национального государства является тенденция к централизации политической власти. Как отмечал X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс», « .секрет успеха национального государства надо искать в его специфически государственной деятельности, планах, стремлениях — словом, в политике».

Степень же централизации в различных национальных государствах не может быть одинаковой. Многое зависит от того, через какие стадии прошло формирование конкретного типа политической системы в ходе ее исторического развития. В классическом виде различаются два таких типа — унитарное и федеративное национальные государства.

Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, хотя и здесь в последние десятилетия наметились тенденции к передаче местным органам управления целого ряда функций центра. Среди таких государств можно назвать Францию, Великобританию, Италию. Такое гибкое реагирование на меняющиеся условия в политической жизни помогает политической национальной элите эффективно руководить социальными и политическими процессами, удовлетворять интересы широких слоев населения. Но при этом в силе остается сам принцип, по которому всю конституционную структуру сверху донизу определяют центральные органы власти.

Для политической системы федеративного государства, напротив, характерна множественность государств-членов с особым юридическим порядком в некоторых сферах, с широкой автономией властей. Федерация, как правило, представляет собой союзное государство, состоящее из большого количества (как в случае США или России) или нескольких (Канада, бывшая Югославия) субъектов, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных областях общественной жизни. Политологи сходятся во мнении, что федерацию как политическую систему отличают следующие признаки:

— федеральное правительство располагает исключительным правом на осуществление внешней политики;

— государства, входящие в федерацию, не обладают правом одностороннего выхода из нее;

— федеральное правительство осуществляет власть без прямого одобрения субъектов федерации во всех случаях за исключением одностороннего изменения административных границ;

— в федеративном двухпалатном парламенте, как правило, существует палата, в которой в равной степени представлены государства—члены федерации. Современные унитарные и федеративные государственные образования представлены здесь в идеальном виде, что в политической практике встречается крайне редко. И даже наиболее централизованное государство всегда оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или региональным органам. Отличие же между двумя формами национального государства — не в сути, а в степени (большей или меньшей) децентрализации политической власти, в разграничении полномочий внутри них.

В наши дни национальное государство — это достаточно широкое политологическое понятие, согласно которому это государство спо-' собно развиваться в рамках различных политических режимов, таких как абсолютистские монархические, либерально-демократические, авторитарно-консервативные государства, возникшие после второй мировой войны, а также вследствие распада как колониальной системы, так и Советского Союза, Югославии, Чехословакии.

Известны также классификации политических систем по другим критериям.

Так, по Г. Алмонду, критерием для деления политических систем является политическая культура. В соответствии с этим критерием в XX в. существовали четыре типа политических систем.

1. Англо-американская система (имеющая двухпартийную основу) — представляет собой гомогенную политическую культуру (политические цели и средства их достижения разделяют практически все). Примером такой системы является политическое устройство США и Великобритании.

2. Европейско-континенталъная (наличие более двух партий) — имеющая культуру с общими корнями и общим наследием, причем характерно сосуществование старых и новых культур. Данные политические системы существуют в Германии, Франции, Италии.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Слабые коммуникация и координация, резкое расхождение политических ориентации приводят к частому применению насилия. Носителями данной системы являются некоторые страны Африканского и Восточно-Азиатского регионов.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Дагестан 2009
Это лишь некоторые террористические акты, произошедшие в Дагестане за последнее время. 7 ноября 2009 г. Около двух часов дня в центре Махачкалы по улице Магомеда Гаджиева произошел взрыв на втором этаже городского кафе "Орота". ...

Политическая система Киргизии до «Революции Тюльпанов» (1991 – 2005 гг.).
Кыргызстан был единственной страной в Центральной Азии, в которой коммунистическое руководство сменилось на волне народных протестов в 1991 году и к власти пришли, как тогда считалось, демократически настроенные представители академически ...

Происхождение принципа разделения властей.
Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "сл ...