Центральноамериканский конфликт и его влияние на межамериканские взаимоотношения
Центральноамериканский конфликт постепенно вовлек в свою орбиту большинство населения тех стран, где велись боевые действия. В отличие от предыдущих этапов вооруженная борьба оказывала решающее воздействие на все политические процессы и имела широкий международный резонанс. Сальвадорскому ФМЛН, сандинистам и в меньшей степени гватемальским партизанам удалось привлечь на свою сторону общественное мнение во многих странах мира. По опыту аналогичных кампаний солидарности с Вьетнамом и особенно с демократической Чили создавались многочисленные организации и сети активистов в поддержку борьбы ценральноамериканских повстанцев. Любопытно, что значительная помощь была получена от общественных организаций США.
Следует отметить и еще одно важное обстоятельство: постепенное изменение программных установок центральноамериканской герильи. Если на этапах "очаговой" и городской борьбы программные цели (что делать в случае прихода к власти) носили довольно расплывчатый характер и зачастую сводились к призывам приступить к процессу "социалистического строительства", то теперь повстанцы Центральной Америки были вынуждены выдвигать более конкретные и четкие цели. В первую очередь это относится к сандинистам, ибо они пришли к власти, и сложные процессы создания новой экономики и новой политической системы требовали продуманных и компетентных действий.
С течением времени в политических программах герильи главное место заняли требования демократизации жизни общества, что было естественно: сами методы деятельности и неоднородный состав большинства военно-политических организаций делали невозможным переход "к единой партии" или к жестким марксистским схемам. В партизанских лагерях устраивались богослужения; ключевую роль на переговорах играли политики и специалисты из числа социал-христиан и социал-демократов; в широком спектре политических сил, входивших в герилью, компартии составляли меньшинство.
Международная обстановка также благоприятствовала подобной эволюции. В Советском Союзе началась "перестройка". Европейские социал-демократы, симпатизировавшие повстанцам, во главу угла также ставили принципы плюрализма и демократии. Страны - члены Контадорской группы, заинтересованные в мирном разрешении конфликта, придерживались аналогичных позиций. Все это способствовало "демократизации" программ центральноамериканской герильи.
Новые программные цёли военно-политических организаций неожиданным образом совпали с требованиями никарагуанской оппозиции (и США): свободные выборы, плюрализм и сменяемость властей, уважение прав человека. Открывалась возможность для политического разрешения конфликта, причем США не возражали против того, чтобы повстанческие организации, сложив оружие, превратились в легальные политические партии.
Отзвуки центральноамериканской герильи докатились и до юга Америки. В начале 80-х годов в Чили возник так называемый Патриотический фронт им.Мануэля Родригеса, опиравшийся на компартию и ее стратегию "народного восстания" и "сочетания всех форм борьбы". Наиболее активные действия этой группировки относятся к 1986 г., когда ее члены организовали покушение на генерала Пиночета."Родригисты" были самой крупной, но не единственной военно-политической организацией в Чили. Там еще некоторое время продолжало действовать Левое революционное движение; возникло и крайне радикальное МАПУ "Лаутаро". Все эти организации прекратили существование благодаря не только действиям государства, но и развернувшимся в стране процессам демократизации.
Другие публикации:
Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
Место Президента РФ в системе разделения властей.
Часть 1 статьи 80 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимост ...
Внешняя политика и внутренняя политика
Различают политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой пр ...
Политическая информация становится важнейшим управленческим ресурсом
Фактически право на официальную информацию является неотъемлемым атрибутом права на участие в делах государства и контроля за деятельностью публичной власти, то есть тех возможностей, ради которых Россия сделала поворот в сторону демократ ...