Типология политической культурыСтраница 2
Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии. Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов. Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночной культурой “, не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла – позитивного или негативного. Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры –“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм – от фр.etat – государство - засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности). Рыночная политическая культура есть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения – результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.
Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.
Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры.
Другие публикации:
Электронное государство: понятие, концепция.
„Электронное государство“ представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Однако из этого ...
Политическая элита. Сущность и роль политических элит
в обществе
Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности, получили широкое распространение в 19-20 в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс ...
Австрийская партия свободы
Австрийская партия свободы была основана в 1949 г. Основы этой партии можно найти в либерально-националистическом пангерманском движении. При создании партии в неё вошли представители нескольких партий Первой Республики и Партия великого ...