Федерализм и «вертикаль» власти современной РоссииСтраница 3
В рамках указанного дискурса исследователи фиксируют существование раскола между элитами и основной массой населения. В частности, об этом в своем исследовании с характерным названием «Симулятивная власть и церемониальная политика» пишет известный отечественный политолог Б. Дубин. По мере укрепления авторитаризма, подчинения СМИ официозу, девальвации избирательных демократических процедур, росту коррупции и т.п. все более очевидной становится ситуация ценностных дефицитов, усиливается роль партикуляристских, традиционных (не модернизационных) ценностных ориентиров и настроений.
Рассматривая модернизацию государственного управления в России на рубеже XX и XXI вв., нельзя обойти вниманием проблему взаимосвязи «вертикали» власти и федеративного характера государства, в частности, как соотносятся перспективы развития федерализма в с рядом тенденций централизации государственного управления, которые сложно признать демократическими.
Россия по Конституции является федеративным государством. Соответственно, игнорирование федерализма в процессе реформы государственного управления означает игнорирование базовых положений Конституции страны.
Масштабы страны и связанные с ними управленческие задачи делают особенно актуальной проблему наделения субъектов федеративного государства более широкими экономическими правами. Экономическая децентрализация при сохранении и укреплении вертикали власти диктуется жизненными потребностями развития производительных сил и производственных отношений. [7]
С другой стороны, передача больших экономических прав регионам ни в коей мере не должна ослаблять Центр, его политические и экономические функции.
Без вертикали власти будут неизбежно возрастать центробежные силы в российском государстве. Сейчас создалась уникальная ситуация, когда власть вполне может себе «позволить переход к более демократичной, хотя не моментально меняющейся системе», которая сохранит статус-кво и одновременно введет элемент воспроизводства в этой системе партийного механизма.
Как отмечал академик Е. Примаков, «строительство вертикали власти стало необходимым в результате развития тенденции сепаратизма, своевластия ряда региональных руководителей (именно это, а не тяга к единству, кстати, характерно для средневековой России), особенно после бездумного ельцинского «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Необходимость становления вертикали власти была связана и с решением современных для России социально-экономических задач».
В результате возникают предпосылки для модернизации принципа «вертикали власти» с возможностью передачи больших прав регионам. Таким образом, возможно развитие федерализма и институтов демократии в условиях «вертикали» власти.
Другие публикации:
Особенности демократического политического режима. Сущность
и признаки политической системы демократического типа
Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во вл ...
Структура политической системы.
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.
Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. О ...
Программа Либерал – демократической партии
Лидер Либеральных демократов Ник Клегг в ходе предвыборной кампании неизменно заявляет, что его партия не намерена вступать в коалицию ни с консерваторам, ни с лейбористами, и критикует программы обеих партий. Такая позиция вполне логична ...