Верхние эшелоны власти
Страница 1

Политическая система СССР 70-х годов сохранила основные особенности институтов власти предшествующих десятилетий. Важнейшими чертами преемственности было отрицание принципа разделения властей, политический монополизм и превращение партийных структур в негосударственные на всех уровнях управления обществом.

Советы разного уровня обладали на первый взгляд достаточно широкими полномочиями. Но, по сути дела, они превратились лишь в форму для придания легитимности решениям, разрабатываемым партийным аппаратом. Номенклатура манипулировала выборной властью – Советами в своих интересах. Так Верховный Совет СССР ежегодно принимал законы о государственном бюджете, проекты которых вносил Министр финансов, утверждая в этих законах, что доходы превышают расходы. Очевидно, Верховный Совет был в неведении : на самом деле длительное время существовал большой дефицит госбюджета. Бюджетные комиссии палат Верховного Совета в соответствии с Конституцией должны были проверять исполнение бюджета, но, поскольку, в законах о бюджете содержались лишь общие показатели : расходы на оборону, народное образование , госуправление, социальную сферу,- они не могли контролировать расходы собственно министерств и ведомств ( особенно в других сферах ), не заслушивали вопросы о целесообразности вложений в « стройки века » или другие имеющие жизненное значение для страны. Таким образом, фактически Верховный Совет был отстранен от контроля за деятельностью правительства, хотя на это имел конституционное право, Но конкретные сроки отчетов правительства перед Верховным Советом не были определены в правовых документах, не фиксировалось и право Верховного Совета выражать недоверие правительству по итогам отчета. Это порождало безответственность высших должностных лиц. В Верховном Совете отсутствовали комиссии по обороне, соблюдению законности и правопорядка, государственной безопасности, и на практике депутаты Верховного Совета не могли контролировать КГБ, МВД, Министерство обороны. Лишь иногда депутатские комиссии помогали «доводить», дорабатывать отдельные законопроекты. В основном же Верховный Совет « единогласно одобрял » подготовленные аппаратом документы.

Местные Советы, копируя работу Верховного, были фактически бесправны, в значительной мере из-за слабой материальной и финансовой базы. Основную роль играли исполкомы Советов, поскольку весь состав Совета собирался лишь на сессии - несколько раз в год, а на постоянной основе действовал исполнительный комитет. Исполком готовил вопросы для обсуждения на сессиях и проекты решений к ним. Депутаты - представители народа (рабочие, колхозники и интеллигенция) лишь участвовали в голосовании. В таких условиях совет в принципе не мог контролировать деятельность своего исполнительного органа. Помимо этого, члены исполкомов и их подразделений являлись депутатами самих этих Советов («по должности»). Получалось, что исполкомы должны контролировать сами себя. Укоренялась практика фактического подчинения Советов аппарату, а процесс подбора «послушных» кадров подстраховывал эту систему. Выдвижение депутатов было монополизировано партийными органами, политическая практика в стране основывалась на принципе : один депутат – один кандидат. Конституционное об

альтернативной основе выборов не работало. В результате «выбирал» не народ, а партийные органы. Они, по-сути, назначали депутатов с соблюдением социальных, образовательных и прочих норм.

В такой системе именно процессы, происходившие в партии, во многом определяли общественное развитие. После снятия Н.С.Хрущев в КПСС началось свертывание его либеральных начинаний. Благоприятные условия для роста всевластия и бесконтрольности партийной номенклатуры в центре и на местах создавала отмена в 1966 г. на 23 съезде КПСС норм обновления руководящих кадров. Партия продолжала наращивать свое влияние общества в 70-е годы: практически не осталось предприятий и строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было бы первичных парторганизаций. Число членов партии выросло с 2,5 млн. в 1966г. до 19 млн. в 1985 г. В 1971 г. на 24 съезде КПСС в Уставе КПСС было закреплено право партийных организаций непроизводственной сферы ( НИИ, ВУЗы, лечебные учреждения, министерства и т.д.) контролировать деятельность администрации. Так была закреплена в партийных документах функция КПСС как силы не только направляющей, но и управляющей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Задача
Граждане П. и З. с целью создания политической партии и ее дальнейшей регистрации организовали 12 октября проведение учредительного съезда, на котором присутствовали представители от Могилевской, Витебской, Гродненской областей и г. Минск ...

Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки
Доктор исторических наук Б.И. Коваль определяет гражданское общество как «некую совокупность отношений и организаций, которые действуют независимо от государства и способны на него влиять». А.Н. Аринин, доктор политических наук, подразум ...

Г
Геополитика (от греч. gе - Земля и роlitike - искусство управления государством) - направление политической мыс­ли, концепция, оправдывающая различные формы экспансии агрессивных государств при помощи ссылок на данные поли­тической и эко ...