Конституция СССР 1977г.
Страница 1

Конституция социалистического государства, по мнению его руководителей, должна была закреплять очередные достижения советского общества на пути построения коммунизма, поэтому вопрос о ее подготовке поднимался властями постоянно. Разрабатывать новую Конституцию начали еще в 1946 г.

После смещения Хрущева Л.И.Брежнев занял место председателя Конституционной комиссии. Однако процесс подготовки проекта затянулся на долгие годы по субъективным и объективным причинам. Последние состояли в том, что победные реляции, не сходившие со страниц газет и журналов, ежедневно провозглашаемые по радио и телевидению, катастрофически диссонировали с повседневной действительностью как на селе, так и в городе. Все труднее стало сверять новые теоретические построения с марксистко-ленинским учением о классах и прослойке между ними и т. д. Близились 80-е гг., заявленные в третьей программе КПСС как время построения коммунизма в СССР, а стране то здесь, то там возникали перебои со снабжением населения продуктами и товарами первой необходимости.

Вопреки мнению реально мыслящих идеологов о том, что пока созданы лишь «отсталые формы социализма», Л.И.Брежневым было заявлено, что у нас «построено развитое социалистическое общество». Власть посчитала, что жить по старой сталинской Конституции четыре десятка лет, да еще накануне 60-ой Великой Октябрьской социалистической революции, становится просто неприличным в глазах мирового сообщества, ведь отличительной чертой государства советского типа является, как утверждали его теоретики, динамизм развития. Комиссия активизировала свою работу. Контролировал ее секретарь ЦК КПСС Б.Н.Пономарев. Проект несколько раз обсуждался на заседаниях Секретариата и Политбюро ЦК. 23 мая 1977 г. Конституционная комиссия одобрила в основном текст. На следующий день Пленум ЦК КПСС также одобрил проект Конституции и передал его в Президиум Верховного Совета СССР, порекомендовав последнему вынести проект на всенародное обсуждение. Обсуждение проекта шло в периодической печати и на радио. Письма граждан поступали также в ЦК КПСС, Верховный Совет, Конституционную комиссию. Они были буквально завалены не только поправками к тексту Конституции, но и предложениями об улучшении работы государственных структур, жалобами на их действия. Однако цензура не допускала публикации всех поступавших писем, а часть из них направляли даже в КГБ. 21 июля 1977 г. ЦК КПСС принял постановление «о ходе всенародного обсуждения Конституции СССР», которое предлагало активизировать работу с предложениями граждан, обратив особое внимание на разбор их жалоб и просьб.

В настоящее время большинство исследователей считает, что Конституция 1977 г. является редакцией Конституции 1936 г. Действительно в ней сохранены основные положения сталинской Конституции. В то же время она несколько увеличилась по объему. Из Конституции исключили детали регламентационного характера, добавили положение о запрете преследования граждан за критику. Местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Увеличился срок их полномочий. Главным же отличием Конституции 1977 г. была ее

преамбула, где в пяти положениях давалось определение понятия «развитого социалистического общества».

Конституция предусматривала принятие важнейших законов – Регламента Верховного Совета и закона о Совете Министров СССР, о Верховном Суде, о Прокуратуре и др. Их действительно приняли в течение ближайших лет. На базе союзной Конституции формировались аналогичные акты и в республиках.

Статьи Конституции о правах и свободах граждан во многом были заимствованы из прежней Конституции. Как и сталинская эта Конституция была на первый взгляд самой демократичной в мире, поскольку служила фасадом для внешнего мира. Однако ее статьи не были рассчитаны на безоговорочное применение.

Авторы проекта Конституции в полном соответствии с господствовавшей в стране идеологией обошли вниманием национальный вопрос. Считалось, что, с одной стороны, он решен, а с другой – федеративное устройство страны дает возможность каждому народу разбираться со своими национальными проблемами. Видимо, поэтому авторы текста Конституции пошли на упразднение весьма скудного перечня компетенции союзных республик, ограничившись указанием на ст.73 с перечислением предметов СССР.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Неправительственные организации.
Что же касается гражданского общества как политического института, то исторически НПО компенсировали в стране недостаточность опыта демократического управления, слабость государственных институтов, характерные для переходного этапа, выну ...

Гоббс Т. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете.
Томас Гоббс (1588-1679). Политико-юридическая доктрина Т.Гобсса содержится, прежде всего, в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 ...

Интернет и политический процесс
Появление Интернета породило множество надежд на формирование более совершенного строя, в котором доступность информации постепенно сократит социальное неравенство, функции государства окажутся сведены к минимуму, а подконтрольность власт ...