Функции политических партий
Страница 1

Одно из первых определений понятия «партия» было дано на рубеже XVIII—XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. «Партия,— писал он,— представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию»[1]. Конечно, это определение не отвечает всем канонам современной политологической науки. Но оно интересно тем, что довольно удачно характеризует ключевые моменты, которых недостает современным белорусским политическим партиям. Мы имеем в виду, что у партий, не говоря уже об обществе в целом, нет единства в подходе к существованию национального государства и базовых ценностей демократии: частной собственности, свободе слова, свободе собраний, свободе вероисповедания, местному самоуправлению и т.д.

В статье 1 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», принятого 5 октября 1994 г., законодатель дал следующее определение политической партии: «Политической партией является не зависимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах».

С учетом зарубежного опыта можно сказать, что группу лиц можно рассматривать в качестве партии, если она: а) особым образом организована и структурирована; б) имеет программу действий, разработанную на основе определенной идеологии; в) рассматривает участие в выборах в качестве законного способа завоевания власти; г) после прихода власти реализовывает свою программу и предвыборную платформу.

Хотя прототипы партий появились еще в Древней Греции, процесс их становления в современном понимании начался только в эпоху буржуазных революций XVIII в.

Значение партий в обществе не всегда оценивалось положительно. Например, А. де Токвиль, посвятивший объемный труд изучению демократии в Америке, писал, что «партии — это зло, свойственное демократическому правлению»[2]. Однако сегодня ни один серьезный политик или политолог не подвергает сомнению утверждение, что политические партии являются одним из основных институтов гражданского общества и правового государства. Это в равной степени относится к партиям, как находящимся у власти, так и к оппозиционным.

Каковы же функции современных политических партий? Ответ на этот вопрос зависит от того, что тот или иной исследователь понимает под партией и каких методологических принципов он придерживается при изучении социально-политических процессов, происходящих в обществе. Не претендуя на исчерпывающий перечень всех функций, которые могут выполнять партии, приведем важнейшие из них.

Во-первых, партии могут представлять интересы как отдельных социальных групп и слоев, так и всех граждан, и формулировать то, что выгодно обществу в целом. Естественно, что каждая партия, стремясь победить на выборах, должна не только вести механический учет социальных потребностей максимально большого круга избирателей, но и привести их к общему знаменателю в своей программе и предвыборной платформе. Однако партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп. С одной стороны, они помогают им лучше осознать эти интересы, а с другой — активно участвуют в их формировании.

Во-вторых, непосредственная работа людей в политических партиях способствует их политической социализации, приобщению к политической жизни. Но это касается не только членов партии. Опосредованно партии способствуют политической социализации всего населения, особенно в период выборов, предлагая каждому члену общества выбрать для себя ту или иную программу общественно-политического развития, определить свое место и участие в жизни. Они прививают гражданам цивилизованные формы участия в политической жизни общества, без стихийных выступлений и беспорядков.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Марксизм
Марксизм - одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли, включающее в себя комплекс воззрений по широкому спектру общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и множеству д ...

Взаимозависимость и конфликт интересов стран региона
Взаимозависимость и конфликт интересов стран латинской Америки напрямую отражался в ОАГ. Дело в том, что несмотря на все те позитивные и прогрессивные положения Устава, которые содержались в редакциях 1948,1967 и 1985 годов, а также в поп ...

Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика. Конституционное закрепление разделения властей.
Согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ "единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ". Часть 2 статьи 3 предусматривает три формы осуществления власти народа - непосредственную демократию, государств ...