Функции политологии
Страница 1

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

Инструменталистская (или практическая) функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

Воспитательно-социализационная – призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

· разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

· руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

· интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

· политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Можно выделить методологии(концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

1. Социологическая методология

– предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме – тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2. Бихевиоралистская

– пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей – психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

3. Нормативно-ценностная

– предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Э
Элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих спе­цифическими личностными особенностями и профессиональ­ными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере обществ ...

Классификация политической рекламы:
Существуют различные классификации политической рекламы на разных основаниях. К примеру, по каналу восприятия её адресатом, рекламу подразделяют на визуальную (имеет не ограниченную эффективность и выполняет роль скорее «мобилизационную д ...

В
Власть - в общем смысле способность и возможность осу­ществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие па деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия (экономическая, полити­ческая, госуда ...