Идеологическое течение в современном мире – демократизм. Современное состояние коммунистического движения
Страница 1

Политические публикации » Политическая идеология » Идеологическое течение в современном мире – демократизм. Современное состояние коммунистического движения

Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т. е. формы специализированного, интегрированного сознания или в качестве «надстройки» над общественной психологией.

Самым распространенным идеологическим течением в современном мире является либеральный демократизм. Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII—XIXв. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы — государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

Классический либерализм возник в XVII в. как идеология буржуазии, окончательно сформировался к середине XX в.

Основные принципы либерализма:

- Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и потребностей.

- Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны и первичны, а связь и сходство – условны и вторичны.

- Все свои законы и ценности человек создает сам.

- Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой, в основе личной свободы и ответственности – частная собственность.

Формирование идеологии современного либерализма происходило уже в конце XIX – начале XX вв.

Фундаментальный вопрос либеральной теории состоит в следующем: в каком отношении находится принцип свободы, составляющей смысл общественной деятельности, к современному государству, регулирующему эту деятельность? Многообразные течения внутри либерализма дают различные ответы на этот вопрос.

Идеологию современного либерализма можно рассматривать в различных вариантов классификаций. В иерархическом плане либерализм распадается на академический, представленный трудами политических философов, теоретиков, экономистов, и «вульгарный либерализм», как совокупность «общих мест», постоянно встречающихся в газетной и журнальной публицистике и многочисленных телепередачах.

По сферам применения либерализм различается на экономический, ориентированный на экономические модели общественного регулирования; политический, относящийся к сфере политической жизни, ориентированный на обсуждение политического плюрализма и демократии; нравственный, или моральный, выступающий за терпимость и свободу стилей жизни и поведения. Можно также говорить о социальном либерализме, подчеркивающем единство моральных вопросов с обсуждением проблемы гражданских прав.

Еще одной идеологией современности является коммунистическое движение. Идеи коммунизма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в.

В целом коммунизм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенств и справедливости.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Анвар ас-Садат
Анвар ас-Садат родился 25 декабря 1918 года в многодетной семье в городке Мит-Абуль-Ком к северу от Каира. Он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего писарем в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родствен ...

Структура политической системы.
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. О ...

Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких с ...