Основные тенденции развития разделения властей.

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Основные тенденции развития разделения властей.

С течением времени концепция разделения властей стала подвергаться модификациям, в конституциях стали появляться положения, уходившие от первоначальных жёстких схем. Авторы принципа разделения властей предполагали верховной законодательную власть, однако в течение ХIХ-ХХ веков в различных государствах усиливалась не законодательная, а исполнительная власть, что объясняется усложнением управления в условиях индустриального и информационного общества.[3] Там же, где сильна была законодательная власть, она оказывалась под сильнейшим влиянием политических партий, что при многопартийной системе приводило к неустойчивости системы государственной власти и частой смене правительств, при однопартийной системе - к диктату партии. В современном понимании концепции разделения властей речь идёт не о разделении трёх абсолютно независимых властей, а о разделении единой государственной власти на три "ветви власти", организационно и функционально самостоятельные. Не может быть нескольких властей в едином государстве, и не могут "ветви власти" действовать в изоляции друг от друга. Наоборот, участвуя в осуществлении функций государства, в решении государственных задач, государственные органы неизбежно втягиваются во взаимодействие. Кроме того, всё большее распространение получили государственные органы с особым статусом, не входящие в традиционную триаду "ветвей власти", в научных трудах и некоторых конституциях появились положения об избирательной, учредительной, контрольной, информационной власти и других её "ветвях" и "ответвлениях".[4] Есть такие органы и в России, и о них речь пойдёт ниже.

Обобщая вышесказанное, отметим общие тенденции развития концепции разделения властей в мировой конституционной практике: (1) утверждение единства государственной власти, (2) дифференциация власти, обособление "ветвей" и "ответвлений" государственной власти, (3) сближение форм правления, распространение смешанной формы правления, (4) усиление исполнительной власти.


Другие публикации:

Перспективы: поиск конкретных путей продвижения
В этих условиях трудно предполагать, что в отношениях России и Европейского союза в ближайшие годы произойдет сколько-нибудь крупный прорыв. Скорее всего, речь пойдет о некоторых небольших, не всегда заметных, но реальных шагах, которые с ...

И
Идеалы политические (от греч. idea - идея, первообраз) - идеальные образы, определяющие способ политического мышления и деятельности субъектов политики. Они предполагают специальное создание образа цели деятельности до ее фактического ос ...

«Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
Десятилетие пребывания Н.С.Хрущева у власти постоянно находится в поле зрения исследователей истории советского общества. Ведь существование системы, где главной скрепляющей силой, являлся сам Сталин, не могло оставаться неизменным без не ...