Парламентские органы финансового контроля.
Страница 1

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Парламентские органы финансового контроля.

Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ Счётная палата РФ образуется палатами Федерального Собрания для осуществлением контроля за исполнением федерального бюджета. Статья 1 Федерального закона "О Счётной палате РФ" определяет Счётную палату как постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчётный ему. Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания. В своей деятельности Счётная палата РФ руководствуется федеральным законодательством, вместе с тем она выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы.

В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением, поэтому его нельзя однозначно отнести к законодательной "ветви власти". М.В.Баглай относит Счётную палату РФ к числу "органов государственной власти с особым статусом", а В.Е.Чиркин относит её к "контрольной власти". Н.Д.Погосян считает, что "высший орган финансового контроля представляет собой некоторое промежуточное звено между ответственностью министерств и парламентским контролем", "контролирует исполнительную власть и информирует парламент"[28], он может быть ближе к правительству или к парламенту, но в любом случае он должен обладать организационной и функциональной независимостью. В некоторых государствах этот орган является органом Парламента, в некоторых входит в состав исполнительной власти, в некоторых не подчиняется ни законодательной, ни исполнительной власти.

На мой взгляд, при всём различии в организации и конкретных полномочиях Прокуратуры РФ и Счётной палаты РФ между ними есть явное функциональное сходство: основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, а основной функцией Счётной палаты - контроль за исполнением федерального бюджета (а федеральный бюджет, как известно, принимается в форме федерального закона). Это сходство и даёт основание относить Счётную палату вместе с органами прокуратуры к проблематичной контрольно-надзорной "ветви власти".

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя (назначаемого Государственной Думой), его заместителя (назначаемого Советом Федерации) и двенадцати аудиторов (назначаемых палатами Федерального Собрания на паритетной основе). Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу. Аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Социокультурная идентичность и политическая позиция
В своей политической позиции человек никогда не бывает ограничен лишь рамками социокультурной идентичности. Амплитуда альтернативных возможностей политического самоопределения достаточно широка. Современная политическая психология обозна ...

Понятие политического режима.
Из вышеуказанного следует, что социальный тип власти характеризует основные организационные принципы политического устройства общества. Однако в рамках того или иного типа власти могут применяться самые разные средства и методы для достиж ...

Интернет и политический процесс
Появление Интернета породило множество надежд на формирование более совершенного строя, в котором доступность информации постепенно сократит социальное неравенство, функции государства окажутся сведены к минимуму, а подконтрольность власт ...