Формы государств Древнего Востока

Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу – власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств – империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере.

Император, как вождь, обладал физической силой благодаря своей власти над солдатами. Власть же ясновидящего, которым являлся жрец, основана на признании людьми его магических способностей. Учитывая суеверность и веру в Богов древних народов, можно предположить, что власть жреца, слуги Бога, была более сильной, чем власть императора. Императорская власть не охватывала все население, она была сильна в больших городах и близких к столице землях, но очень слаба в поместьях богатых храмов. Население в речных долинах Египта продолжало жить первобытным образом, содержащим элементы демократического правления – выборы общинных старост в деревнях и самоуправление в деревенских делах. Усиление государства в странах Древнего Востока связывают со строительством оросительных каналов. Государственное владение водными ресурсами и государственное распределение воды стало источником власти. В период длительной засухи, когда государство распределяло продукты питания и воду среди населения, император превозносился, как воплощение щедрости и справедливости. Использование национальных природных ресурсов в качестве источника государственной власти наблюдается и в современных государствах (например, владение природными ресурсами России и передача их в пользование – источник власти современной Российской политической элиты). В качестве политических лидеров древних государств Египта выступали жрец и писец. Появление письменности означало новую эру в развитии властных отношений, права на собственность и власть появились в виде письменных законоуложений – предшественников современной законодательной власти. Страна Шумер существовала приблизительно 3000 лет до н.э. в низовьях реки Ефрат, шумеры (пришельцы из других земель) осушили и научились использовать заболоченные земли в низовьях Ефрата. Центрами управления сельским хозяйством в Шумере стали храмы. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые выполняли хозяйственные функции: измеряли участки, организовывали прокладку каналов, считали собранный урожай. Именно храм управлял жизнью близлежащих деревень, собирал подати, раздавал продукты питания в засушливые годы. Благодаря географическим особенностям освоения земель и строительства городов вокруг храмов, посвященных местным богам, Шумер не был территориально единым государством: области разделялись протоками Ефрата и болотами. Всего таких самостоятельных городов было несколько десятков. Городом управляли жрецы главного городского храма, власть жрецов в Шумере была долгое время намного сильнее власти военных вождей. Она основывалась на тщательно продуманной организации храмового хозяйства. В начале у храмов не было своей земли. Каждая деревня выделяла Богу особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне, а собранный урожай передавался храму. Постепенно храмы забрали эти участки и стали вести на них собственное хозяйство. Появились наемные работники, работающие на храмовых полях за продуктовый паек. Затем в Шумере законом была разрешена купля и продажа земли. Храмы стали скупать земли и сдавать их в аренду. Все больше становилось безземельных крестьян, работающих на храм. Власть в Шумере перешла к военным вождям около 2400 г. до н.э., некоторые из которых были выходцами из семей жрецов. Семьи жрецов разрастались, споры из-за передела земель превращались в междоусобные войны между шумерскими городами, что в конечном итоге привело к завоеванию Шумера аккадцами. Аккадец Саргон провозгласил себя царем Шумера и Аккада и построил новую столицу – город Аккаде. Он контролировал храмовые хозяйства, но взамен храмы получали богатые дары. Саргон создал большое количество чиновничьих должностей и многие из храмовых людей перешли на царскую службу. Сыновья Саргона уничтожили наиболее могущественные роды шумерской знати и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, которое просуществовало около ста лет (2300-2200 г. до н.э.). Внук Саргона попытался обожествить личность царя и править страной без опоры на храмы. Так шумерский народ растворился среди других народов Междуречья.


Другие публикации:

Предвыборные программы трех ведущих партий Британии. Программа Лейбористской партии
Лейбористы намерены вести кампанию на основании сохранения достигнутого. Главным лозунгом партии на предстоящих выборах является фраза «Справедливое будущее для всех» («Future fair for all»). Они подчеркивают, что под их руководством Бри ...

Возникновение и ранние этапы развития политологии
Если история политических идей берет свое начало в древности и имеет многовековую историю, то собственно политическая наука как самостоятельная отрасль знания насчитывает не многим более ста лет. Основные предпосылки для формирования науч ...

Сущность государства
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается к ...