БНФ
Страница 1

Осенью 1988 г. идея создания в Беларуси общедемократического движения в поддержку перестройки высказывалась многими общественными деятелями и организациями. Основную роль в создании Народного фронта сыграли существовавшие к тому времени многочисленные молодежные организации, в первую очередь «Талака», и историко-мемориальная комиссия Белорусского фонда культуры. Стремление привлечь на свою сторону как можно больше демократически настроенных людей способствовало формулированию на первом этапе деятельности БНФ весьма умеренных лозунгов в области национального строительства. Не случайно в названии БНФ «Адраджэнньне» (Возрождение) появились слова «за перестройку», а в работе Фронта активное участие принимали русскоязычные граждане, мало интересующиеся национально-культурными проблемами. Укрепление во Фронте позиций 3. Пазьняка проходило на фоне непрекращающейся кампании травли БНФ со стороны руководства КПБ—КПСС. Это привело к радикализации деятельности Фронта, усилению антикоммунистической риторики и нетерпимости по отношению к людям, которые на первый план выдвигали общедемократические лозунги и считали, что строительство независимого белорусского государства должно осуществляться не на этнической основе, а по принципу гражданства. В статье «Шлях да свабоды» 3. Пазьняк написал, что пути достижения демократического общества, реального суверенитета и возрождения белорусской нации, как это изложено в Программе и Уставе БНФ, сегодня уже устарели и непригодны[3]. Настороженно, если не враждебно, встретило руководство БНФ начавшийся в 1990 г. процесс образования политических партий, в том числе Демплатформы. По мнению 3. Пазьняка, «каждый умный человек, думающий о демократической независимой свободной Белоруссии, должен понимать, что в сложившейся ситуации нужно идти под крышей БНФ. В том числе и микропартиям». Поэтому не случайно в 1990 г. в СМИ появились первые материалы, содержащие критику политики БНФ, написанные его сторонниками[4]. Своеобразной «крышей» для образовавшихся политических партий должен был стать новый Устав БНФ, который был принят на II съезде в конце марта 1991 г. В соответствии с ним политическим партиям, которые с позиции руководства БНФ имели достаточную поддержку в обществе и вес во Фронте, было предоставлено право войти в состав БНФ и делегировать своих представителей в Сойм. Однако некоторые политические партии, например ОДПБ, отказались от этого предложения. С этого времени политика деления политических партий и организаций, противостоящих власти, на «своих» и «чужих» стала для БНФ нормой и, конечно же, не способствовала сплочению демократических сил. Принятие нового Устава, вводившего понятие фиксированного членства, и наличие программы с политическими требованиями свидетельствовали о фактическом превращении БНФ в политическую партию. Однако с юридической стороны и с точки зрения политологии БНФ не мог рассматриваться в качестве таковой, так как в его состав входили политические партии, имевшие, в свою очередь, собственные уставы и программы.

Большинство лидеров Фронта выступало за то, чтобы признать в качестве идеологии БНФ христианские ценности. Наиболее последовательно эту позицию отстаивал Ю. Ходыко, который выступил по этому поводу со специальным докладом на Сойме БНФ 11 сентября 1992 года. Несколько иной была позиция 3. Пазьняка, который в конце мая 1993 г. на III съезде БНФ заявил, что мировоззренческая основа Фронта близка политическим ценностям, на которых основывается деятельность европейских народных, христианско-демократических, консервативных и других партий центра[5]. На практике же Программа БНФ, принятая на III съезде БНФ, представляла собой некий конгломерат идей, присущих правоцентристским партиям европейских стран. Несмотря на очевидной факт принадлежности подобных политических партий к правому политическому спектру, лидеры БНФ по-прежнему, по соображениям политической целесообразности, утверждали, что Фронт является центристской организацией. Но это был не только тактический расчет. Дело в том, что многие члены БНФ придерживались социал-демократических убеждений, и центризм должен был объединить сторонников как правых, так и левых убеждений.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Разделение властей в мировой конституционной практике. Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления.
Форма правления в конституционном государстве характеризует схему разделения властей, в первую очередь между главой государства, парламентом и правительством. В разных конституционных государствах были установлены различные формы правлени ...

Социальная основа «Революции Тюльпанов» (1991 – 2005 гг.)..
В период с 1991 – 2005 гг. социальные изменения в Кыргызстане приобрели сложный, нелинейный, порой хаотический характер. Социальное развитие Кыргызской Республики, как сложной и с момента независимости открытой системы, имело черты свойст ...

Особенности современного этапа развития политической системы России. Парламентаризм и роль политических партий
Одним из важнейших политических завоеваний периода демократических перемен является рождение нового российского парламентаризма. При этом создание парламента как института власти, действующего на основе подлинно демократических принципов, ...