БНФ
Страница 2

На III съезде БНФ произошло событие, имевшее большое значение для дальнейшего развития Фронта: было провозглашено образование Партии БНФ, впоследствии зарегистрированной Министерством юстиции. Однако это не означало, что на политической арене появилась полноценная политическая партия, поскольку ее создание было продиктовано внешними обстоятельствами, а не логикой внутреннего развития: руководящие органы, Программа и Устав были одинаковыми как для движения, так и для партии БНФ. Создание партии было связано с предполагаемыми изменениями в законодательстве о выборах и общественных объединениях, которое предусматривало участие в выборах только политических партий. Тем не менее, некоторые политики восприняли провозглашение партии БНФ как факт образования полноценной партии консервативного направления и заявили, что Фронт как широкое движение, объединявшее людей разных политических ориентации, прекратил свое существование.

В 1995 г., после неудачи на выборах в Верховный Совет, среди руководства БНФ появились сторонники создания на базе Фронта полноценной политической партии со своим собственным руководством, программой и уставом. Впервые публично идея разделить Фронт на две организации была предложена Ю. Ходыко в докладе на Сойме БНФ 10 июня 1995 г. При этом не исключалось, что партия БНФ может изменить и свое название. Ю. Ходыко, как и прежде, считал, что ОДПБ и Гражданская партия в политическом спектре «правее» БНФ, исповедующего христианско-демократическую идеологию. Идеи Ю. Ходыко поддержал В. Вячорка, считавший, что «движение должно остаться носителем национальной идеи, партия же — ярко выраженной политической силой с консервативной идеологией». В ответ на это предложение 3. Пазьняк заявил, что «раздела БНФ на партию и движение не будет»[6].

Однако осенью 1999 г., как отмечалось, произошло разделение Фронта на две организации. Каждая из них одновременно являлась и движением и партией, причем с единым руководством, Программой и Уставом. Различие, пожалуй, состояло лишь в том, что та часть Фронта, которую возглавил 3. Пазьняк, официально более четко определила свою идеологическую основу, что отразилось в ее названии: Консервативно-Христианская Партия — БНФ. Организация которую возглавил В. Вячорка, пока не решилась на такой шаг и носит идеологически нейтральное название — Партия БНФ. Это может означать, что она, как и раньше, рассматривает себя в качестве силы, призванной объединить в своих рядах людей разных идеологических воззрений, и претендует на роль основной силы, выступающей против существующей власти.

Проблема деления Фронта на две организации тесно связана с проблемой стратегии и тактики БНФ в национально-демократическом движении. С момента своего создания БНФ, опасаясь, что вновь образовавшиеся демократические партии могут «сдать» страну России и не будут заниматься вопросами национально-культурного возрождения, попытался объединить в рамках одной организации решение как чисто культурных и национальных, так и политических задач. В Прибалтике, где аналогичные движения создавались при поддержке коммунистической номенклатуры, а в обществе среди рядовых граждан существовал консенсус по вопросу создания национального государства и введения в качестве государственного языка титульной нации, такое соединение прошло безболезненно, тем более что, выполнив роль тарана в борьбе с внешним врагом — Москвой, демократические партии уступили место политическим партиям различных направлений. В Беларуси же не было консенсуса по вопросам государственности белорусского языка, исторической символики, политики в отношении России как среди правящей номенклатуры и активистов демократических партий, так и среди простых граждан. Большинство людей остались глухи к проблемам национально-культурного плана, на решении которых настаивал БНФ, выступая в двух ипостасях: политической партии и общественной организации. Это свидетельствует о том, что в Беларуси существовала совершенно иная ситуация, и, по-видимому, нужны были иные стратегия и тактика.

Отдельные политики и политологи время от времени пытались проанализировать особенности белорусской ситуации и сформулировать новые подходы в определении концептуальных основ развития демократического движения. По мнению политолога В. Мацкевича, неудачи демократического движения заключаются в том, что «идеи белорусскости до сих пор воспринимаются как оппозиционные», а патриотизм, замкнутый «на идее этнократии, стал чуждым русскоговорящему населению»[7]. В. Мацкевич, видимо, первым из политологов публично заявил, что 3. Пазьняк «выступает основным препятствием к объединению демократических сил и реформаторских тенденций в стране»[8].

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Приложение.
Таблица №1 Распределение интернет-аудитории по территории России, июль 2000 г. [Monitoring.ru, 2000] Показатель (%) Москва и С.-Петер­бург Европей­ская часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Вос ...

Религиозная основа русской политической мысли у Н. Бердяева
Николай Александрович Бердяев (1874–1948) был одним из авторитетных участников русского религиозного возрождения начала века, инициатором создания Академии духовной культуры (1918–1922). В 1922 г. был выслан из РСФСР, жил во Франции, изда ...

Методы прикладной политологии
Необходимая база данных для изучения политических проблем и выработки соответствующих рекомендаций формируется на основании применения определенных методов политологических исследований. Как составная часть политической науки прикладная п ...