Невербальное поведение политика

(Составлено на материале телетекстов, характеризующих четыре ситуации общения: интервью, выступление перед целевой аудиторией, обращение к массовой аудитории, встреча с народом. )

Невербальное поведение А. Лукашенко характеризуется динамичностью и естественностью. Воспринимается сразу в двух ипостасях: это политик, наделенный властью, и просто человек, как вы и я. Его невербальное поведение разнообразно. Он появляется на экране телевизора в самых разных ситуациях: интервью с журналистом, официальное выступление перед госчиновниками, встреча с народом, на производстве, в поле, на учениях, на стадионе. Возможны ситуации, когда он один в кадре, но также обязательны ситуации с непосредственной аудиторией: он легко входит в контакт и общается.

А. Лукашенко хорошо сложен, высок, крепок. Его динамика проявляется в движении рук и головы. Жестами сопровождает речь, стараясь быть более убедительным, руками как бы очерчивает контуры проблемы. Говоря, держит голову прямо, смотрит на аудиторию “глаза в глаза”, демонстрируя уверенность. Слушая, склоняет голову вниз, кивает, посматривает на говорящего, сохраняет личное пространство, сложив ладони впереди. Он слушает и одновременно анализирует. Показывает, что обдумывает свои слова, движениями заполняет паузы: вздыхает, дотрагивается до носа, потирает глаз, моргает, смотрит в сторону, морщит лоб.

Ему есть, что сказать людям, и он это охотно демонстрирует: выходя на трибуну, наклоняется вперед, ладони лежат на краях, он как бы преодолевает ее границы. Сидя за столом, он показывает свою готовность к коммуникации: ладони на столе, временами он их открывает аудитории. В ситуации выступления перед массовой аудиторией, он немного волнуется – поправляет лацкан пиджака, чтобы избежать излишней жестикуляции, закладывает руку за борт пиджака.

Жестами он выделяет ключевые слова, идеи: поднимет руку с указательным пальцем вверх. Подчеркивать важное помогают и брови, он их поднимает, при этом громкость голоса увеличивается.

Голос у него не очень сильный, может быть сиплым. Артикуляция достаточно четкая. Скорость речи средняя.

Аудитория – важнейший элемент его дискурса. Ее позитивное отношение сопровождает А. Лукашенко в кадре. На экране самая разнообразная публика: так, это может быть смешанная аудитория, аудитория среднего возраста, женская аудитория, журналисты.

Когда присутствующих много, А. Лукашенко взглядом охватывает всю аудиторию, может выделить одного или двух человек и обратиться, задать вопрос, пожать руку. В этот момент они в центре его внимания, к ним он проявляет дружелюбие, максимальное внимание и сохраняет дистанцию неформального общения. Так, общаясь с ребенком, А. Лукашенко гладит его по голове, берет на руки, в данный момент ребенок в центре внимания лидера.

А. Лукашенко – политик взаимодействия. Для него важна непосредственная аудитория, он вовлекает ее в свой дискурс, она же и помогает ему формировать имидж успешного политика.


Другие публикации:

Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И. Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В. Сталина, что привело к формированию в рамках советско-к ...

Политический PR в сети: опыт выборов 1999-2000
Выборы в России 1999-2000 годов дают множество характерных примеров применения политических технологий в рамках представленной выше типологии. Попробуем кратко проанализировать некоторые из них: PR-Технология:Демонстрация приобщения поли ...

Сущность политической модернизации
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии Кризис авторитарного режима и его либерализация Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической ...