КПБ-ПКБ
Страница 1

В конце 80-х годов XX в. КПБ под влиянием перемен, происходящих в Москве, вынуждена была готовиться к работе в условиях складывающейся многопартийности. Препятствием немедленной регистрации КПБ после отмены 6-й статьи Конституции СССР являлось отсутствие собственного устава. 4 июня 1991 г. (после его принятия в конце ноября 1990 г. на XXXI съезде) Минюст зарегистрировал КПБ. В этот же день в торжественной обстановке министр юстиции Л. Дашук вручил первому секретарю ЦК КПБ А. Малофееву свидетельство о регистрации партии за № 100.

Летом 1991 г. группа депутатов-коммунистов Верховного Совета начала второй этап борьбы за демократизацию КПБ. Во главе этой группы, а позднее — фракции, стоял нынешний президент Республики Беларусь А. Лукашенко. 19 июля 1991 года Заявление депутатской группы «Коммунисты Белоруссии за демократию» было опубликовано в Народной газете». 5 июля 1991 г. в газете «Навшы БНФ» появилось интервью А. Лукашенко, в котором он заявил, что фракция должна противостоять стремлению верхушки КПБ установить диктатуру посредством введения чрезвычайного положения и института президентства, коммунистическая идеология в целом не имеет перспективы, а он, в случае исключения из КПБ, создаст свою народную партию. После провала августовского путча фракция «Коммунисты Белоруссии за демократию» и присоединившиеся к ней депутаты-коммунисты выступили с заявлением о выходе из КПБ и потребовали от Верховного Совета скорейшего принятия постановления о роспуске КПБ и передаче ее имущества Советам.

Таким образом, до августовского путча КПБ ничем особенно себя не проявила, кроме непрерывной борьбы с московскими реформаторами и собственными «неформалами» в лице БНФ, Демплатформы, группы коммунистов-демократов в Верховном Совете и нарождающимися политическими партиями. Итог этой борьбы не заставил себя долго ждать: 25 августа 1991 г. Верховный Совет принял постановление «О временном приостановлении деятельности КПСС—КПБ на территории БССР», а 10 декабря 1991 г. ее собственность была передана государству. Еще до путча из рядов КПБ вышел заместитель председателя Верховного Совета С. Шушкевич, а после путча — председатель Совета Министров В. Кебич и члены его правительства.

Естественно, что часть членов бывшей КПБ не смирилась с принятым решением. Однако в условиях законодательного запрета возобновить деятельность КПБ можно было только путем создания новой партии. В результате 7 декабря 1991 г. на учредительном съезде была создана Партия коммунистов Беларуссии (далее — ПКБ). Интересно отметить, что некоторые ее лидеры действительно считали, что ПКБ не должна являться правопреемницей КПБ, дискредитировавшей коммунистическую идею. 26 мая 1992 г. после долгих дебатов с Минюстом и принятия решения Верховного Суда ПКБ была зарегистрирована. Сопредседателями новой партии стали В. Семенов, А. Лашкевич и В. Чикин.

3 февраля 1993 г. Верховный Совет отменил собственное решение о приостановлении деятельности КПБ. Номенклатурная часть бывшей компартии воссоздала КПБ. 29—30 мая 1993 г. состоялся объединительный съезд двух компартий. Объединенная партия получила название уже зарегистрированной ПКБ.

Население достаточно спокойно отнеслось к решению об восстановлении деятельности КПБ. Согласно данным опроса, проведенного в марте 1993 г. социологической службой «Общественное мнение», 38,2% опрошенных одобрили это решение, 29,7% — не поддержали его и 32,0% — затруднились дать ответ[10].

В 1994 г. ПКБ на президентских выборах выдвинула своего кандидата В.Н. Новикова, который, однако, получил всего лишь 4,6% голосов. Казалось, что такой результат может ожидать ПКБ и на выборах в Верховный Совет в мае 1995 г., но этого не произошло по ряду причин. Коммунисты в своей предвыборной агитации смогли опереться на авторитет первого Президента и его «левую» риторику. Кроме того, ПКБ, используя старые связи, смогла заручиться поддержкой местной исполнительной власти. Поэтому в первом туре выборов в Верховный Совет (май 1995 г.) ПКБ, выступавшей в союзе с Аграрной партией, Республиканской партией труда и справедливости, Социалистической партией, Республиканским советом ветеранов, ЛКСМБ и Движением за социальный прогресс и справедливость, удалось получить 28 мандатов из 119.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть". Концепция "контр
Прокуратуру РФ, Счётную палату РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, при всём их различии, помимо особого места в системе разделения властей, объединяет функциональное единство. Они осуществляют функции контроля, надзора, наблюден ...

Функции политической системы
Функции системы — определенные типы деятельности, удовлетворяющие ее потребности в самосохранении и направленной организованности. Антиподами функций являются дисфункциональные процессы — действия, разрушающие данное состояние, дестабилиз ...

Местное самоуправление в системе публичной власти.
Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя ...