Общественные объединения, средства массовой информации.

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Общественные объединения, средства массовой информации.

Зачастую выдвигаются и тезисы о существовании иных "властей" - партийной, профсоюзной, информационной. Очевидно, имеет место неправомерное смешение политической системы общества и публичной власти. Во-первых, как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ вся власть (а речь идёт о публичной, политической власти) принадлежит народу, который осуществляет её непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления, и существование иных субъектов политической власти противоречило бы Конституции. А во-вторых, принцип разделения властей всё-таки относится к государственной власти. Конечно, возможно и осуществление государственной власти в единении с какой-либо политической партией и даже с церковью (история знает такие примеры), но только не в современном демократическом государстве.

Не могут быть субъектом публичной власти политические партии и политические движения. Это было бы несовместимо с принципами народовластия, политического многообразия, многопартийности. Если в советский период государственности Коммунистическая партия руководила государством, а партийный аппарат фактически сросся с государственным, то для постсоветской России характерна слабость политических партий. Ни Коммунистическая партия, ни праволиберальные партии и движения, ни центристские "партии власти" не могут рассчитывать на поддержку большинства избирателей, последние предпочитают голосовать за конкретных кандидатов, чаще всего беспартийных. Роль политических партий в формировании исполнительной власти невелика. В настоящее время предпринимаются меры по усилению политических партий. На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, который устанавливает достаточно жёсткие требования к политическим партиям (фиксированное членство, региональные отделения в большинстве субъектов РФ), а также государственный контроль и бюджетное финансирование. Согласно законопроекту федеральные политические партии должны стать единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельного выдвижения кандидатов в представительные органы и на выборные должности (в настоящее время выдвигать кандидатов могут также политические движения и региональные политические организации). Однако законопроект не ограничивает возможность выдвижения независимых кандидатов непосредственно избирателями[31].

Представители средств массовой информации (СМИ) с упорством, достойным лучшего применения, называют себя "четвёртой властью". Оставим на время вопрос о том, сколько "ветвей власти" функционирует в современном российском государстве. Дело в том, что СМИ не осуществляют функций власти и не обладают властными полномочиями. Некоторые государственные СМИ осуществляют обязательное официальное опубликование законов и других правовых актов, принятых государственными органами, однако официальное опубликование осуществляется государственными СМИ от имени государственных органов. Другое дело, что они являются неотъемлемой составляющей политической системы общества, в демократическом государстве они являются гарантом идеологического и политического многообразия. Средства массовой информации информируют общество, в том числе и о деятельности государственных органов. Распространяя информацию, СМИ неизбежно оказывают влияние на общественное мнение (в том числе и на позицию при голосовании), на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не приходится говорить об организационной независимости СМИ, так как государственные СМИ находятся в ведении государственных органов, а негосударственные СМИ подконтрольны различным коммерческим и некоммерческим организациям. Характерно, что если государственное телевидение сосредоточено в ведении исполнительной власти, то печатные органы имеются практически у всех высших государственных органов.


Другие публикации:

Мотивы террористов
С. А. Эфиров называет следующие мотивы терроризма: – самоутверждение, – самоидентификация, – молодежная романтика и героизм, придание своей деятельности особой значимости, – преодоление отчуждения, конформизма (приспособленчество, без ...

Прядок прекращения деятельности политической партии.
В соответствии с Законом «О политических партиях» политическая партия прекращает свою деятельность путем реорганизации или ликвидации.Реорганизация политической партии осуществляется по решению высшего органа этой политической партии.Ликви ...

Уровни государственной идеологии
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления. Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, ...