Государство как главный институт политической системы

Политические публикации » Политическая система общества » Государство как главный институт политической системы

В широком смысле понятие «государство» употребляется для обозначения страны.

В политической науке используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами.

При данном определении двумя крайними будут утверждения Людовика XIX – «Государство – это я» и модный в СССР лозунг «Государство – это мы».

Первое является преувеличением, так как один человек, каким бы он ни был могущественным, физически не в состоянии выполнять все государственные функции. Такое утверждение вызвано заносчивостью правителя, его стремлением выдать желаемое за действительное и создать у подданных преувеличенное представление о собственных возможностях.

Второе утверждение преследует иные, во многом противоположные цели, а именно закамуфлировать то обстоятельство, что государством управляет часть населения, и выдать остальных за соучастников своего правления, тем самым создав у них преувеличенное представление об их политической роли.

Следовательно, «в узком смысле государство – это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей»·.

М. Вебер считал, что функции государства настолько разнообразны, что лучше дать определение, исходя не из них, а из главного средства, которое государство использует для достижения своих целей, - физического насилия.

Существуют различные виды власти: духовная, моральная, физическая, психологическая.

Государство основано, прежде всего, на физической власти. Все остальные виды власти могут у него быть или нет, но физическая власть необходима.

Раскрывая данную теорию, М. Вебер писал, что государство претендует на монополию легитимного физического насилия: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство»·.


Другие публикации:

Органы конституционного правосудия.
Конституционный Суд РФ действует с 1991 года. В соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ - конституционный орган судебного контроля, самостоятельно и незав ...

Перспективы: поиск конкретных путей продвижения
В этих условиях трудно предполагать, что в отношениях России и Европейского союза в ближайшие годы произойдет сколько-нибудь крупный прорыв. Скорее всего, речь пойдет о некоторых небольших, не всегда заметных, но реальных шагах, которые с ...

Анализ Югославского кризиса.
Югославский кризис возник не вдруг, а вырос из длительного регионального конфликта, который потенциально мог перерасти в глобальный конфликт. Глобальный характер конфликты принимают, когда их нерешенность представляет угрозу для всего чело ...