Государство как главный институт политической системы

Политические публикации » Политическая система общества » Государство как главный институт политической системы

В широком смысле понятие «государство» употребляется для обозначения страны.

В политической науке используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами.

При данном определении двумя крайними будут утверждения Людовика XIX – «Государство – это я» и модный в СССР лозунг «Государство – это мы».

Первое является преувеличением, так как один человек, каким бы он ни был могущественным, физически не в состоянии выполнять все государственные функции. Такое утверждение вызвано заносчивостью правителя, его стремлением выдать желаемое за действительное и создать у подданных преувеличенное представление о собственных возможностях.

Второе утверждение преследует иные, во многом противоположные цели, а именно закамуфлировать то обстоятельство, что государством управляет часть населения, и выдать остальных за соучастников своего правления, тем самым создав у них преувеличенное представление об их политической роли.

Следовательно, «в узком смысле государство – это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей»·.

М. Вебер считал, что функции государства настолько разнообразны, что лучше дать определение, исходя не из них, а из главного средства, которое государство использует для достижения своих целей, - физического насилия.

Существуют различные виды власти: духовная, моральная, физическая, психологическая.

Государство основано, прежде всего, на физической власти. Все остальные виды власти могут у него быть или нет, но физическая власть необходима.

Раскрывая данную теорию, М. Вебер писал, что государство претендует на монополию легитимного физического насилия: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство»·.


Другие публикации:

Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
Как известно, одной из важнейших традиционных основ, на которые опирается личность, является нация. Симптоматично, что правый и левый варианты тоталитаризма, подойдя к этой проблеме, казалось бы, с прямо противоположных позиций, сумели ис ...

Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких с ...

Составные элементы государственной идеологии
Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями, совокупность идей, поскольку практически каждое государство имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литера ...