Сущность и основные элементы политической системы общества
Страница 2

Политические публикации » Политическая система в Украине » Сущность и основные элементы политической системы общества

Политические партии, массовые общественно-политические союзы и движения, профсоюзы, другие общественные организации - добровольно-самодеятельный компонент политической организации общества. Общественные политические организации осуществляют своеобразное посредничество между государством и гражданским обществом, обеспечивают дифференцированный учет интересов различных групп населения в государственной политике, представляют и отстаивают эти интересы.

Многие общественно-политические организации и движения не имеют преимущественно или исключительно политического характера. Основной вид их деятельности может быть неполитическим. В политическую жизнь они включаются в той мере, которая им необходима и важна. Поэтому они не наделены многими правовыми нормами участия в политике. Например, профессиональные союзы не являются собственно политической организацией. Они отстаивают и защищают, как правило, профессиональные интересы групп и слоев общества. В политическую жизнь они включаются по своему усмотрению, когда необходимо поднять профессиональные интересы до уровня политической значимости, использовать политические методы и средства для защиты профессиональных слоев и групп. Профсоюзы не имеют юридических полномочий участвовать в формировании, например, избираемых законодательных органов государственной власти по сравнению, например, с политическими партиями й объединениями. Отношение к власти, к избирательным кампаниям они выражают своими методами и средствами: стачками, демонстрациями, обращениями, лозунгами, пикетами и т.п.

Существенная роль в политической организации общества принадлежит также средствам массовой информации, церкви, группам интеллигенции. Их участие в функционировании политической организации определяется массовостью воздействия на население, профессионализмом в разъяснении или критике политических решений и действий государства, других субъектов политической организации. Они могут эффективно и оперативно формировать у граждан ту или иную политическую позицию.

Нормативная подсистема. Эта подсистема представляет сложную совокупность принципов, норм и различных политико-правовых и морально-правовых установлений, традиций и новаций, на основе которых осуществляют свою активность в политике физические и юридические субъекты. Главное содержание нормативной подсистемы составляют юридические нормы-законы, которые определяют процесс законотворчества, устанавливают конкретные права и обязанности политических организаций и движений.

Важный элемент подсистемы - морально-этические нормы и правила, политические традиции, этикет политического поведения, общения и деятельности. Нормы эффективно регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, подчеркивают желательное или нежелательное, дозволенное или недозволенное в политической активности субъектов и успешном функционировании политической организации. Однако важно подчеркнуть, что, несмотря на наличие развитой совокупности политико-правовых и моральных норм и принципов, в современных обществах часто наблюдаются отступления от них, прямое игнорирование их и нарушение. Это свидетельствует о том, что в нормативной подсистеме могут доминировать субъективно-эгоистические или негативно-корпоративные интересы и ориентации, проявляться низкая культура политических лидеров и других субъектов.

Более устойчивой является нравственная составляющая нормативной подсистемы. Юридические нормы-законы и принципы изменяются в зависимости от нравственных позиций и установлений власти или побеждающей оппозиции. Нравственная нормативная система во многом определяет культуру и эффективность функционирования других подсистем политической организации и всей политики. Через политические нормы и принципы получают признание социальные интересы основных субъектов общества, формируется нравственно-правовой фундамент самой политической системы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Взгляды консерваторов на принципы государственности
Консерватизм, стремившийся защитить общество от потрясений, связанных с радикальным вариантом модернизационного процесса, возник как ответная реакция на Французскую революцию. Часть европейского общества повернулась от страстного увлечени ...

Геополитика
Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое ц ...

Методология, историография и источники изучения общественно-политической жизни СССР в 50-60-е годы
Автор выдвигает и применяет методологические принципы социального, в том числе политологического познания: принцип историзма, рассмотрение событий в их всеобщей связи и взаимозависимости, принцип конкретности истины, системный, функционал ...