Сущность и основные элементы политической системы
обществаСтраница 2
Политические партии, массовые общественно-политические союзы и движения, профсоюзы, другие общественные организации - добровольно-самодеятельный компонент политической организации общества. Общественные политические организации осуществляют своеобразное посредничество между государством и гражданским обществом, обеспечивают дифференцированный учет интересов различных групп населения в государственной политике, представляют и отстаивают эти интересы.
Многие общественно-политические организации и движения не имеют преимущественно или исключительно политического характера. Основной вид их деятельности может быть неполитическим. В политическую жизнь они включаются в той мере, которая им необходима и важна. Поэтому они не наделены многими правовыми нормами участия в политике. Например, профессиональные союзы не являются собственно политической организацией. Они отстаивают и защищают, как правило, профессиональные интересы групп и слоев общества. В политическую жизнь они включаются по своему усмотрению, когда необходимо поднять профессиональные интересы до уровня политической значимости, использовать политические методы и средства для защиты профессиональных слоев и групп. Профсоюзы не имеют юридических полномочий участвовать в формировании, например, избираемых законодательных органов государственной власти по сравнению, например, с политическими партиями й объединениями. Отношение к власти, к избирательным кампаниям они выражают своими методами и средствами: стачками, демонстрациями, обращениями, лозунгами, пикетами и т.п.
Существенная роль в политической организации общества принадлежит также средствам массовой информации, церкви, группам интеллигенции. Их участие в функционировании политической организации определяется массовостью воздействия на население, профессионализмом в разъяснении или критике политических решений и действий государства, других субъектов политической организации. Они могут эффективно и оперативно формировать у граждан ту или иную политическую позицию.
Нормативная подсистема. Эта подсистема представляет сложную совокупность принципов, норм и различных политико-правовых и морально-правовых установлений, традиций и новаций, на основе которых осуществляют свою активность в политике физические и юридические субъекты. Главное содержание нормативной подсистемы составляют юридические нормы-законы, которые определяют процесс законотворчества, устанавливают конкретные права и обязанности политических организаций и движений.
Важный элемент подсистемы - морально-этические нормы и правила, политические традиции, этикет политического поведения, общения и деятельности. Нормы эффективно регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, подчеркивают желательное или нежелательное, дозволенное или недозволенное в политической активности субъектов и успешном функционировании политической организации. Однако важно подчеркнуть, что, несмотря на наличие развитой совокупности политико-правовых и моральных норм и принципов, в современных обществах часто наблюдаются отступления от них, прямое игнорирование их и нарушение. Это свидетельствует о том, что в нормативной подсистеме могут доминировать субъективно-эгоистические или негативно-корпоративные интересы и ориентации, проявляться низкая культура политических лидеров и других субъектов.
Более устойчивой является нравственная составляющая нормативной подсистемы. Юридические нормы-законы и принципы изменяются в зависимости от нравственных позиций и установлений власти или побеждающей оппозиции. Нравственная нормативная система во многом определяет культуру и эффективность функционирования других подсистем политической организации и всей политики. Через политические нормы и принципы получают признание социальные интересы основных субъектов общества, формируется нравственно-правовой фундамент самой политической системы.
Другие публикации:
Т
Территория государства -
часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. От территории других государств отделяется государственной границей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и в ...
Идея евразийства российской школы геополитической мысли
Современная Евразия, как и прежде, находиться в центре геополитических и геоэкономических интересов. Однако Россия в этих планах теперь выступает не равноправной державой, как это было во времена сотрудничества Рейгана, Буша с Горбачевым, ...
«Революция Тюльпанов»
- ход событий.
Общественный строй, сформировавшийся в Киргизии к марту 2005 года, отличался ярко выраженным неравенством распределения власти и собственности, отсутствием социальных связей между группами населения, системы общественного контроля над дея ...