Сущность и основные элементы политической системы общества
Страница 3

Политические публикации » Политическая система в Украине » Сущность и основные элементы политической системы общества

Политико-властные структуры стремятся довести до граждан свои принципы и нормы как общегражданские, рекомендуют или требуют определенные модели политической активности, согласовывают интересы групп граждан и поощряют желаемые властью инициативы, вводят необходимые, по оценкам властей или самих граждан, ограничения.

С помощью нормативной подсистемы государственная власть регулирует политические отношения, оказывает воздействие на другие виды отношений. Активное использование государством норм и принципов целенаправленно формирует политическое сознание граждан и их политические качества, вырабатывает у них мировоззренческое отношение к политике государства и гражданской позиции индивидов.

Культурно-идеологическая подсистема. Эта подсистема политической системы представляет совокупность способов и содержание политической жизнедеятельности общества и его субъектов, оцениваемых как культурные, состояние политических идеологий в обществе и политической психологии граждан, количественные и качественные характеристики общественного мнения о политике государства, деятельности политических партий и общественно-политических организаций. Культурно-идеологическая подсистема выражает в первую очередь совокупность состояний духовного мира и практики граждан, ориентированных на реальную политику государства и негосударственных институтов. Она закреплена в системе ценностей о политической власти, справедливости или несправедливости, правильности или ошибочности государственной политики, выраженности в политике интересов граждан, многих других жизненных политических позициях, а также и идеалах. При этом духовно-объективной основой политической культуры граждан выступают правдивые, открытые политические знания обыденного и рационально-теоретического уровней.

Историческая практика показывает, что политические знания в обществе могут быть ложными, содержать полуправду о политических интересах властвующих и иных субъектов. Они могут быть неполными, давать искаженную информацию о несуществующих сторонах политической жизни, специально замалчиваться или насаждаться. В подобных ситуациях политическая культура граждан, как правило, невысокая. Они инертно воспринимают действия и программы власти, стремятся отграничить себя от общественно-политических процессов.

Политическая культура населения будет достаточно высокой, если она основана, с одной стороны, на объективных политических других знаниях, соответствующих интересам личности, социальных чувствах и волевых состояниях, системе ценностей, убеждений и верований, а с другой - на зрелой и ответственной политической практике государства в интересах граждан. Расхожий тезис о том, что государственная власть или политический лидер могут игнорировать интересы и оценки населения страны при осуществлении крупных реформ в сферах экономики, власти, социальной и духовной жизни или даже смены конституционного строя, на деле всегда означает прямой обман граждан, насилие над их правом самостоятельно определять способы и содержание своей жизни. Данный тезис характеризует превышение полномочий государственной власти, создаваемой с главной целью - выражать и отстаивать интересы граждан, поскольку единственно правомерным и признаваемым как культурный источник государственной власти является народ страны.

Определенные властные функции выполняет идеология. Большинство современных государств придерживаются принципа множественности идеологий в стране, так как они предназначены для представления интересов различных, достаточно крупных и устойчиво существующих групп населения. Но имеют место и общества с одной государственной идеологией. Политическая идеология как элемент культурно-идеологической подсистемы является составной и ведущей частью идеологии. Идеология - это система концептуальных теоретических идей, обосновывающих интересы конкретной группы общества или всего общества, правомерность и важность данных интересов для институционализации субъекта и его социального статуса. Политическая идеология, исходя из сущностных признаков политики, отражает и выражает имущественные, властные, социальные и духовные интересы субъекта, которые в совокупности и обусловливают его место и роль в обществе и политической жизни. Это может быть либерально-демократическая, социал-демократическая, консервативно-монархическая, анархическая, религиозная, социалистическая, националистическая, фашистская и иная идеология в зависимости от политических ориентации тех социальных групп и общностей, интересы которых идеология обосновывает и выражает. Для государства важно, чтобы идеологический демократизм множественности идеологий дополнялся разработкой и активным проявлением государственной идеологии. Необходимость государственной политической идеологии обусловлена тем, что государство является главным субъектом политики и политической организации общества. Оно обязано в концептуально-теоретической форме обосновать и выразить общие политические интересы и ориентации граждан страны, всемерно содействовать их реализации в жизни. Действенность политических идеологий аргументируется множеством методов и средств. Одним из главных является общественное мнение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Основные тенденции развития в Киргизии в постреволюционный период (2005 – 2008 гг.). Социально-экономическое развитие Киргизии в послереволюционный период.
В начале 2008 года президент Киргизии К. Бакиев во время выступления перед парламентом республики обозначил основные направления развития страны, на которых, по его мнению акцентироваться правительство страны: снижение налогов и повышение ...

«Революция Тюльпанов» - ход событий.
Общественный строй, сформировавшийся в Киргизии к марту 2005 года, отличался ярко выраженным неравенством распределения власти и собственности, отсутствием социальных связей между группами населения, системы общественного контроля над дея ...

Вывод
После распада СССР и экономического кризиса А.Акаев и местные элиты не имели другой возможности быстро разбогатеть, иначе как от­крыв страну для иностранного кредитования, причем не только экономики, но и собственно де­мократических рефор ...