Введение
Страница 1

"

Демократия" в наше время одно из самых распространенных понятий политического дискурса. И

если опираться строго на этимологию, в переводе с греческого оно обозначает "народовластие". В связи с этим закономерно возникают следующие вопросы: что понимается под народом, и как он реализует свою власть? Может ли народ целиком выступать в роли правителя в условиях демократии? И если вопрос "как" постоянно находится в центре внимания юристов и политологов, занятых поиском оптимальных средств и механизмов народовластия, то вопрос "кто" зачастую остается в тени. Он, как метко подметил Р. Даль, как бы объявляется заведомо решенным и поэтому не оспаривается, хотя в большинстве случаев часто даже не исследуется[1].

По Конституциям всех демократических стран верховная власть принадлежит народу. Однако не секрет, что политические реалии самых развитых стран далеки от этого норматива. Даже современные политические системы не обеспечивают решающего участия большинства населения в принятии государственных решений.

Демократия - власть народа, а значит, народ и осуществляет свою власть непосредственно или через представителей в наиболее приемлемых для этого формах. Однако здесь есть две проблемы теоретического характера, воплощенные в конкретных политико-правовых отношениях. Первая - это проблема "границ народа". То есть, для осуществления власти народа надо обозначить, где начинается и где заканчивается народ. Обычно ответ на этот вопрос дается через определение народа как государственно-организованного населения[2].

Анализ литературы показал, что под термином "народ" в современной литературе чаще всего подразумевается "население определенной страны, совокупность граждан". [3]

Народ не только составляет, но и образует государство. Скорее государство - это политически управляемый народ, а не наоборот. При этом границы государства могут возникать (а исторически в большинстве случаев и возникали) под воздействием факторов чистой политической конъюнктуры и действия силы (например, в результате войн). Признание народа объективно существующим субстратом в рамках государственных границ в этом случае превращает его лишь в терминологическую фикцию. Простое перенесение пограничных столбов, простая демаркация меняют состав народа, деля его на два, три народа, объединяя с другими и т.д. Очевидно, что такое образование просто не может быть субъектом, субстратом демократии.

Вторая проблема - "дееспособность народа", т.е. возможность его быть субъектом власти, субъектом демократии. Народ, таким образом, во многом - абстрактная теоретическая конструкция: в реальности у него нет "народной воли", "народных велений", он не может совершать "народных действий".

В осуществлении государственной власти участвуют конкретные граждане и их группы, которые таким образом и оказываются втянутыми в политические отношения, становясь субъектами политической системы. Однако народ не нуждается в представительстве, он вездесущ и одновременно не может быть представлен никем, кроме себя самого.

У проблемы непосредственного народовластия и народного представительства в высших органах государственной власти имеются глубокие исторические корни. Так или иначе, её исследованием занимались крупнейшие философы и мыслители, такие как Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. де Токвиль[4] и многие другие. Представители каждой эпохи вкладывали свою лепту в определение демократии и народа как субъекта политики, демократического режима, а также механизма её функционирования. Для каждого периода развития демократических идей было характерно особенное отношение к демократии. Для античных авторов демократия являлась едва ли не худшей формой правления, и это при том, что в управлении могла участвовать меньшая часть населения. В период от Средних веков до эпохи Просвещения демократические идеи проходили этап консолидации и обогащения такими положениями, как народный суверенитет, народная воля, верховенство, расширение избирательных прав.

Источниковую базу исследования целесообразно разделить на несколько групп. Основанием классификации стало разделение всех ученых, занимавшихся этой проблемой по отраслям научных знаний, в рамках которых они проводили исследования - это философия и политология, как отечественная, так и зарубежная. В ходе данной работы также были использованы справочная литература и периодические издания.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Политические режимы советского государства. Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его оформления конституционным образом. Законный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя ...

Анализ политической науки
В ХІХ веке большинство социальных исследователей эксплицитно или имплицитно выбирали Государство, как базовый объект для своего изучения. Экономисты говорили о политэкономии, исследователи политики - о нации - государстве, социологи - об ...

Территориальное устройство и государственный режим Японии
Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты. Унитарным считаетсягосударство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным п ...