Современные теории демократии о субъектно-объектном статусе народа
Страница 12

Политические публикации » Народ в западных концепциях демократии » Современные теории демократии о субъектно-объектном статусе народа

единственной из каких-либо целей (соучастие или эффективность, правовое или социальное государство, защита меньшинства или власть большинства, автономия или авторитет); наоборот, она должна комбинировать возможно большое число тех представлений о целях, которые выкристаллизовались в западной теории демократии, а также в демократической практике и оказались социально-значимыми" [98].

Канадский философ М. Бунге, развивая идею "третьего пути" общественного устройства (в противоположность капитализму и социализму), предлагает концепцию интегральной технодемократии. Этот строй основан на науке; он должен расширить существующую политическую демократию, народное представительство и соучастие. Средства для ее достижения: просвещенное правление народа, посредством народа и для народа во всех сферах - в экономической, культурной и политической - на основе советов экспертов. Иначе говоря, отмечает автор, интегральная технодемократия (холотехнодемократией)"есть равенство посредством кооперативной собственности и самоуправления, политической демократии и технической экспертизы"[99].

М. Бунге характеризует прогнозируемую им на будущее модель демократии такими признаками:

интегральная технодемократия предполагает не полное, а квалифицированное равенство, т.е. комбинацию эгалитарности и меритократии. Это проистекает из соединения трех принципов:

а) социалистического принципа: "от каждого по способностям, каждому по труду";

б) принципа законного владения плодами своего труда (Дж. Локк); принципа Роуэлеа - единственно справедливо то равенство в распределении товаров и услуг, которое удовлетворяет каждого[100].

соединение кооперации и конкуренции;

центральная координация сообществ посредством создания федераций и государств, в конечном счете, мирового правительства;

создание малого и более слабого государства, чем когда бы то ни было, ибо хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве;

в интегральной демократии должна расцвести свобода.

Описанное М. Бунге общественное устройство, как утверждает автор, может быть более легко установлено в бывших коммунистических странах, потому что там нет значительного класса капиталистов[101].

Таким образом, опираясь на проанализированный материал, можно сделать вывод, что любая концепция демократии при её реальном воплощении вынуждена прибегать к фикции и подменять в принципе недостижимую идею власти всего народа практикой власти большинства.

Однако эта власть большинства в тоталитарной и либеральной концепции демократии понимается по-разному. Первая предполагает власть именно организованного по тому или иному признаку большинства, т.е. партии, класса, нации, которая вполне допускает бесконтрольное насилие как над меньшинством, так и над отдельными гражданами, входящими в состав большинства. Ни о какой самостоятельной роли гражданина в политической системе при этом речи не идет. Вторая концепция понимает демократию как власть большинства свободных граждан, которые для выражения своих идей могут объединяться в партии либо иные организации, но могут и не объединяться в них вовсе, ибо они в любом случае имеют общую судьбу в рамках государственно-организованного народа.

Гражданин в данном случае предстает самостоятельным субъектом политической системы с собственными взглядами и интересами, причем субъектом, первичным как по отношению к политическим партиям, так и по отношению к самому государству. Осуществление же государственной власти предполагает поиск компромисса, консенсуса между большим числом граждан. При этом независимо от степени представительности большинства при принятии того или иного решения, они не могут ограничить в правах оставшееся меньшинство более, чем они ограничивают себя. Данная модель гораздо ближе к "идеальному" пониманию демократии как формы правления всего народа. Конечно, в этом смысле даже самая лучшая модель демократии не может быть идеалом, а лишь "лучшей из худших альтернатив".

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другие публикации:

Ментальность и политическая культура украинской нации
В обществоведческой литературе весьма часто употребляются понятия «национальный характер», «национальный менталитет». Термин менталитет(ментальность) - латинского происхождения (лат. mens - ум, мышление, образ мыслей.). В социологии этим ...

Учение Платона о государстве
Великий философ Платон жил в Древней Греции, то есть там и тогда, когда занятие философией считалось делом уважаемым и даже почетным. Пожалуй нигде, эта своеобразная каста людей не занимала такого положения в обществе, нигде и никогда к н ...

Выводы
Изучив достаточно большое количество материалов по данной теме, начиная от энциклопедичных очерков вплоть до газетных статей посвященных проблемам, после распада СССР, я пришла к выводу, что существование СССР, как и в последствии, его ра ...