Введение

В современной политологии с учетом психологических аспектов межличностных отношений принято считать, что процесс трансформации первобытных общин в древние формы государства происходил в условиях разложения примитивных общинных взаимоотношений и представлял собой реконструкцию всей системы социальной жизни людей. В процессе разложения родоплеменного строя возникли следующие предпосылки для создания государства:

- развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль;

- появление частной собственности и необходимость в создании законов и институтов, регулирующих имущественные отношения;

- усиление неравенства в распределении дохода требовало развития вооружения с целью захвата территории и другой собственности.

История знает множество различных концептуальных подходов, по-разному объясняющих характер этих изменений, и причины возникновения государства. Многообразие этих теорий связывают с принципиальным политическим значением вопроса о происхождении государств для последующих территориальных переделов и захвата новых территорий, а также противоречивостью исторических данных, создаваемых людьми с субъективными интересами своего времени. Концепции древности и средневековья основывались на мифологических и религиозных убеждениях, обожествлявших правящую власть, современные концепции отличаются преимущественно рационалистическим характером.

Одновременное сосуществование множества различных, иногда противоположных, теорий происхождения государства демонстрирует относительность человеческого познания, недостижимость абсолютного разрешения данного вопроса, который всегда будет спорным и неоднозначным для политиков.

С другой стороны, различные теории вносят свой вклад в создание многогранного представления о происхождении государства. Дополняя друг друга, они содействуют воссозданию полной исторической картины развития сложного многофункционального процесса. Положения этих концепций повторяются в различных исторических ситуациях. Это обуславливает смешивание различных концепций и сосуществование противоположных концепций в одном историческом периоде. Элементы мифологических представлений встречаются в патриархальных, эволюционистских (органических) концепциях происхождения и сущности государства. В литературе имеются также всевозможные варианты сочетания патриархальных и органических концепций. Первой классификацией государств по организационно-правовой форме правления считается классификация Аристотеля, которая является основой современного деления государств на авторитарные, тоталитарные и демократические. Современное общество характеризуется смешением различных форм социальной общности еще благодаря длительному историческому опыту развития государственных форм, когда на одной и той же территории последовательно существовали разные организационно-правовые формы правления, что приводит к одновременному сосуществованию демократических, авторитарных и тоталитарных способов функционирования политических институтов в рамках одного государства.


Другие публикации:

Вступление
В любом современном обществе действуют разные политические силы, причем одни из них функционируют открыто, осуществляя разные политические акции, другие - скрыто, не всегда афишируя интересы, которые защищают. Среди реальных политических ...

Движущие силы социального прогресса
Главная производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. В.И.Ленин (1) Суть любого процесса действительности это развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс развития человеческого общества э ...

Задача
Граждане П. и З. с целью создания политической партии и ее дальнейшей регистрации организовали 12 октября проведение учредительного съезда, на котором присутствовали представители от Могилевской, Витебской, Гродненской областей и г. Минск ...