Признаки современных политических режимов

Политические публикации » Происхождение и сущность государства » Признаки современных политических режимов

Современные политологи выделяют шесть основных признаков тоталитаризма:

- централизованное руководство и управление экономикой;

- тотальный контроль за жизнью индивида в социальной схеме;

- однопартийная политическая система с единственным органом управления «партия-государство»;

- господство одной официальной идеологии;

- отсутствие независимых источников информации;

- концентрация в руках партии и государства всех видов вооружения.

Под авторитаризмом современные политологи понимают режим, при котором власть концентрируется в руках одного или нескольких политических лидеров, пренебрегающих общественным мнением относительно легитимности их власти. Некоторые политологи рассматривают тоталитаризм как крайне искаженную форму авторитарного режима. Авторитарный режим может различаться по степени либеральности и соблюдению основных прав человека.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

1. Народ выбирает представителей власти.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок. 3. Избирательное право, которое является всеобщим, равным и тайным. Каждый гражданин – имеет один голос, является конкурентоспособным, имеет альтернативность выбора, а также право избирать и быть избранным.

4. Конституция является основным законом государства. Все, что противоречит конституции, считается не действительным в той части, в которой противоречит основному закону государства.

5. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Существует система представительства (парламентаризм). 7. Гарантируются основные права человека.

8. Плюрализм понимается, как право быть другим, и является основой толерантности – необходимого условия демократичности в межличностных отношениях

9. Независимые СМИ и свободный доступ к источникам информации. 10. Демократическая процедура правительственных принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование.

11. Компромиссное разрешение споров.


Другие публикации:

Неправительственные организации.
Что же касается гражданского общества как политического института, то исторически НПО компенсировали в стране недостаточность опыта демократического управления, слабость государственных институтов, характерные для переходного этапа, выну ...

Национальное самоопределение как ресурс модернизации
Общество не может устойчиво существовать и развиваться без того, чтобы его граждане ощущали свою принадлежность к определенной культуре, к нации в ее современном понимании, к родине. Ощущение причастности только к определенному этносу или ...

Политические партии современных государств. Правовой статус политических партий в европейских странах
Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя парт ...