Внутрипартийные процессы в КПСС и эволюция системы власти
Сразу после смерти Сталина на вершине партийно-государственной иерархии, началась борьба за его властное наследство. Силы распределялись следующим образом: базой Маленкова являлось правительство страны, опорой Берии - силовые ведомства, Хрущева – партийный аппарат. Соперничество отражало борьбу за инициативу проведения своей собственной политики.
В конце 50-х годов интересы Хрущева и «новых кадров» совпадали. Они заключались в реальном установлении президиумом и секретариатом ЦК КПСС контроля над всеми сферами советского общества. Управление народным хозяйством, правоохранительной системой уже стало исключительно партийной привилегией.
На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1957- м году, происходило осуждение политики Жукова как министра обороны. Это было связано с его стремлениями к неограниченной власти. Смещение Жукова положило начало серьезным сокращениям в Вооруженных силах страны. Это соответствовало провозглашенной КПСС политике мирного сосуществования с западными странами.
Система власти после 1957 года, получив четко выраженную партийную направленность, приобрела новые штрихи в виде усиления значения профсоюзов и комсомола.
Представительные, выборные руководящие органы государства и партии в своих функциях ограничивались лишь принятием основополагающих, стратегических документов, а вся власть по реализации политики, по выполнению этих решений, более того – их пониманию и трактовке принадлежала исполнительному органам советов и аппаратам партийных органов. Тем самым аппарат возводился в главную действующую силу государства и партии. За свои действия аппарат мог подвергнуться лишь партийной критике, общественному порицанию.
Это вело к тому, что аппарат зачастую действовал вне рамок коллективных органов (партийно-государственные чистки, репрессии). Аппарат сам определял формы и методы деятельности, не был ограничен в ее результативности.
Таким образом, начав процесс демократизации общества КПСС жила стереотипами, догматическими представлениями в теории, не нашла правильных путей совершенствования в своей практической деятельности, сводя теоретико-пропагандистский тезис к формуле неуклонного возрастания руководящей роли КПСС. Явно проявлялось противоречие: с одной стороны, КПСС провозглашала и принимала демократические нормы внутренней жизни, с другой – партийное, руководство приобрело все более административно – управленческий характер.
Другие публикации:
Установление демократии
Двумя основными процессами установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы и институционализация демократических механизмов государственной власти.
Формирование конкурентной партийной системы начинается в про ...
Недемократические политические режимы
Авторитаризм монархических и деспотических режимов носил традиционный характер и был неразрывно связан с представлением о сакральном, высшем происхождении власти, неотчуждаемом суверенитете монарха. Власть монарха опиралась на военную сил ...
Методы исследования разделения властей.
В настоящей работе с точки зрения разделения властей исследуется система государственных органов Российской Федерации, а также основные формы непосредственной демократии, местное самоуправление и некоторые другие негосудартсвенные институ ...