Внутрипартийные процессы в КПСС и эволюция системы власти

Политические публикации » Политические преобразования в СССР (50-60–е годы) » Внутрипартийные процессы в КПСС и эволюция системы власти

Сразу после смерти Сталина на вершине партийно-государственной иерархии, началась борьба за его властное наследство. Силы распределялись следующим образом: базой Маленкова являлось правительство страны, опорой Берии - силовые ведомства, Хрущева – партийный аппарат. Соперничество отражало борьбу за инициативу проведения своей собственной политики.

В конце 50-х годов интересы Хрущева и «новых кадров» совпадали. Они заключались в реальном установлении президиумом и секретариатом ЦК КПСС контроля над всеми сферами советского общества. Управление народным хозяйством, правоохранительной системой уже стало исключительно партийной привилегией.

На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1957- м году, происходило осуждение политики Жукова как министра обороны. Это было связано с его стремлениями к неограниченной власти. Смещение Жукова положило начало серьезным сокращениям в Вооруженных силах страны. Это соответствовало провозглашенной КПСС политике мирного сосуществования с западными странами.

Система власти после 1957 года, получив четко выраженную партийную направленность, приобрела новые штрихи в виде усиления значения профсоюзов и комсомола.

Представительные, выборные руководящие органы государства и партии в своих функциях ограничивались лишь принятием основополагающих, стратегических документов, а вся власть по реализации политики, по выполнению этих решений, более того – их пониманию и трактовке принадлежала исполнительному органам советов и аппаратам партийных органов. Тем самым аппарат возводился в главную действующую силу государства и партии. За свои действия аппарат мог подвергнуться лишь партийной критике, общественному порицанию.

Это вело к тому, что аппарат зачастую действовал вне рамок коллективных органов (партийно-государственные чистки, репрессии). Аппарат сам определял формы и методы деятельности, не был ограничен в ее результативности.

Таким образом, начав процесс демократизации общества КПСС жила стереотипами, догматическими представлениями в теории, не нашла правильных путей совершенствования в своей практической деятельности, сводя теоретико-пропагандистский тезис к формуле неуклонного возрастания руководящей роли КПСС. Явно проявлялось противоречие: с одной стороны, КПСС провозглашала и принимала демократические нормы внутренней жизни, с другой – партийное, руководство приобрело все более административно – управленческий характер.


Другие публикации:

Виды и формы государственного устройства
Все существующие государства можно разделить на две большие группы: а) Монархии – государства, которые управляются одним человеком; б) Республики – где правит более чем один человек. Монархия может быть абсолютной (как Российская импер ...

Центральноамериканский конфликт и его влияние на межамериканские взаимоотношения
Центральноамериканский конфликт постепенно вовлек в свою орбиту большинство населения тех стран, где велись боевые действия. В отличие от предыдущих этапов вооруженная борьба оказывала решающее воздействие на все политические процессы и и ...

Глава государства - Президент РФ и органы при нём. Место Президента РФ в системе разделения властей.
Часть 1 статьи 80 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимост ...