Эволюционная теория демократии
Страница 1

Само существование демократических политических систем в определённом смысле удивительно, это – почти что чудо. Если мы посмотрим на ранние фазы человеческой истории, то ничего похожего на демократические системы мы там не найдём – сплошь и рядом это властные иерархии с различной степенью личной власти царя. В тех случаях, когда права царской власти ограничивались каким-либо образом – существованием народного собрания или жреческой власти – мы не можем говорить ни о какой серьезной степени демократического контроля снизу. Весь сор в одной избе

Появление в обществе демократических институтов – это одно из направлений изменений в структуре общества, иными словами, это – факт эволюции. Но в состоянии ли мы предложить теоретическое объяснение этого факта?

Эволюционная теория предполагает существование определяющих принципов отбора. Такой принцип почти очевиден – это институциональная эффективность. Но кто всё-таки конкурирует и эволюционирует, институты или организации – т.е. субъекты социального действия?

Давайте сравним эволюцию демократических институтов и эволюцию политических организаций.

Демократия – это отнюдь не сообщество демократических организаций. В сообществе демократических организаций могут практиковаться самые жестокие формы борьбы и создаваться условия, весьма далекие от каких бы то ни было демократических идеалов (достаточно вспомнить Великую Французскую революцию). Демократия – это система демократических практик, пронизывающая всё общество и интегрирующая его в то, что можно назвать "демократическим разумом общества", а это – система социальных институтов. Если мы хотим понять истоки и сущность демократии, то мы должны все время иметь в виду двойственность институтов и организаций. Вообще говоря, в каждом случае, когда организация рассматривается изнутри, с точки зрения действующих в ней правил – это социальный институт, когда же она рассматривается снаружи, во взаимодействии с другими организациями, только тогда она выступает как социальный субъект. Социум оказывался разделением на иерархически организованные части, каждая из которых изнутри – социальный институт или множество социальных институтов, снаружи – социальная организация.

Различие в эволюционной теории в случае социальных институтов и социальных организаций состоит в следующем: в первом случае отбор – это смерть правила или системы правил, во втором – это смерть социального субъекта. Ясно, что это далеко не одно и то же.

Но как возникает необходимость в демократических практиках? Где "естественные" истоки демократии? Можно сколько угодно говорить о желательности демократии из ценностных соображений – гуманности, справедливости и т.д. Но где естественные объективные основания, делающие демократию победительницей в эволюционной конкуренции с авторитарными и тоталитарными общественными порядками?

По существу демократия как целостная система возникла спонтанно только в некоторых частях Европы – в Северном Средиземноморье в период античности и затем в Италии и Северной Европе в Средние века и утвердилась окончательно в Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, а затем в Северной Европе и США в 17-19 вв. Только на севере Европы демократическое развитие было непрерывным – без катастрофических сломов общественного устройства, террора, многочисленных гражданских войн, тоталитарных режимов и т.п.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

К
Качество жизни - интегральная социально-политическая характеристика, включающая степень конкретного использования личностью всех имеющихся общественно и личностно значимых социальных ценностей, а также удовлетворенность уровнем доступнос ...

Особенности современного этапа развития политической системы России. Парламентаризм и роль политических партий
Одним из важнейших политических завоеваний периода демократических перемен является рождение нового российского парламентаризма. При этом создание парламента как института власти, действующего на основе подлинно демократических принципов, ...

Фашистское государство, его особенности
Политической формой фашистского государства является тоталитаризм. Государство провозглашается ответственным за отдельные судьбы как физически, так и духовно. Оно призвано беспощадно положить конец любым посягательством на единство нации. ...