Б
Баланс политических сил, интересов (от франц. balance - букв, весы) - совокупность показателей, характеризующих положительные и отрицательные качества взаимодействующих субъектов политической деятельности, совпадение или несовпадение задач и целей их деятельности. На основе учета Б. п. с., и. может быть правильно выработана политическая стратегия и тактика деятельности партии, движений, лидеров. Изучение Б. п. с., и. - задача многоаспектная, требующая обширных исходных данных, знании, интуиции, умения прогнозировать проведение взаимодействующих сторон. Для этого исследуются: состояние политической культуры и традиций общества в целом, его классов, наций, социальных общностей; степень сознательности, организованности и стихийности политических движений; наличие и зрелость политических движений и партий; качества лидеров, прогрессивность выдвигаемых ими целей и программ; содержание тактической и стратегической линий; формы действия политических сил и их соответствие условиям; степень поддержки союзников, обстановка на международной арене и др.
Бытие политическое
- конкретно-историческая система политических отношений в обществе, которая охватывает сложные сферы взаимодействия экономики, права и политики. Оно отражает реальное состояние социально-классовых и межнациональных отношений, деятельности политических партий, союзов, народных фронтов и других политических движений. Б. п. зависит от объективных условии и субъективных факторов как внутригосударственного, так и межгосударственного порядка, может характеризоваться как стабильное или нестабильное, чреватое опасностями, конфликтами, кризисами и другими явлениями. Правовой срез Б. п., например, составляют реальные политические права и свободы человека, зафиксированные в законодательных актах.
Бюрократия
(от франц. bureau - бюро, канцелярия и от греч. kratos - власть, господство - букв. власть канцелярии) - специфическая форма организации управленческих отношений и структур общества, характеризуемая отрывом центров власти от воли и решений большинства народа, главенством формы деятельности над ее содержанием, подчинением правил и задач своего функционирования целям сохранения и укрепления сложившейся системы Б. Носитель этой системы - привилегированный слой служащих, призванный осуществлять власть и господство в обществе (организации), бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей элиты. К важнейшим чертам Б. относятся иерархичность, жесткая регламентация в отношениях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения ее членов, самовоспроизводство. С деятельностью Б. связаны: чинопочитание, карьеризм, угодничество, формализм, бездушие, волокита. Перенос акцента функционерами Б. с целей организации на ее средства является одной из основных функций Б., в результате чего средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование инструкциям и т. п.) превращаются в самоцель. Одной из важных проблем в теории Б. является вопрос об узаконении бюрократической власти, в котором можно выделить два основных направления его решения: во-первых, Б. существует и функционирует за счет привлечения в свои ряды людей, наделенных необходимыми обществу знаниями и умениями (представительная Б.), и, во-вторых, Б., существующая за счет подавления противостоящих ей структур и принятия необходимых санкций для своего упрочения (авторитарная Б.). В этом случае Б. существует потому, что является властью. Б. первого рода характерна для демократического общества, второго - для тоталитарного и авторитарного.
Другие публикации:
Типология политических систем
Можно утверждать, что сформировалось многомерное представление о различных образцах, типах и формах политических систем, отличающихся друг от друга объективно и закономерно существующими культурными и социально-историческими особенностями ...
Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации. Возникновение
партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х гг.
Спецификой политического развития современного российского общества является непрекращающееся со второй половины 80-х тт. противостояние различных политических сил. Оно постоянно меняет объект своего противоборства. Более того, на каждом ...
Основные тенденции развития разделения властей.
С течением времени концепция разделения властей стала подвергаться модификациям, в конституциях стали появляться положения, уходившие от первоначальных жёстких схем. Авторы принципа разделения властей предполагали верховной законодательну ...