Теория фашизма
Страница 2

3) Фашизм или нацизм? Существует проблема, которая остается мало замеченной в литературе – проблема адекватности термина «фашизм» всем разнообразным проявлениям этого явления. Когда идет речь об узком, аутентичном значении («итальянский фашизм»), то вопросов нет, но когда называть «фашизмом» немецкий нацизм, то сомнения появляются. Так, львовский историк К. Бондаренко считает, что в разряд «фашистских» не попадает идеология А. Гитлера – нацизм. Согласно с гитлеровскими теориями, на первом месте в общественном сознании должно находиться понятие расы, а не понятие государства (как это отмечаем в фашизме). Кроме того, для нацизма не является характерной такая черта, как корпоративизм . А фашизм является еще и по существу корпоративно-синдикалистским тоталитарным движением».

Считая фашизм движением за «правую революцию», К.Бондаренко утверждает, что «…нацизм, в отличие от фашизма, имел ряд признаков левого движения», «более того, именно А. Гитлер ликвидировал фашистское движение в Германии в течение 1934-1935 годов». Но здесь автор сам себе противоречит, поскольку в это время было ликвидированы отряды СА и политическое направление, представленное братьями Г. и О. Штрасерами – именно те силы, которые олицетворяли «социализм» национал-социализма. После этого нацизм уже вряд ли мог иметь признаки левого движения.

В этом аспекте интерес представляет то, что в фашизме Италии и других романских стран социалистическая (синдикалистская) наследственность была сильнее и сохранялась дольше, воплощаясь доктринально, прежде всего, в корпоративизме. Поэтому, как критерий дифференциации фашизма и нацизма корпоративизм действительно имеет главное значение: в «25 пунктах» (программе) Немецкой национал-социалистической рабочей партии (1920 г.) упоминания о нём нет, но вместо этого представленная идея «создания сильной централизованной государственной власти» без любого посредничества профсоюзов (п.25).

В ряду вариаций фашизма советская историография употребляет интересный термин «пиренейский фашизм», который характеризуется корпоративизмом в условиях аграрных обществ. Но конфликт «аграрный-индустриальный» совпадает с еще более интригующим аспектом, недостаточно учтённым в литературе: корпоративизм или же «итальянский образец» распространился в романских католических странах, а нацизм – в германоязычных протестантских.

Поразительный пример страны, одновременно немецкоговорящей и католической, – Австрия 1920-1930-х годах, в которой существовали соответственно две враждебные фашистские силы – нацистская партия (филиал НСДАП) и «Гаймвер» (итальянская ориентация). Можно допустить, что, имея, общие корни, фашизм в условиях разных социальных структур, политических культур и языковых культурных пространств реализовался в двух вариантах – фашистском (корпоративном) и нацистском.

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Инстинкт самосохранения
К числу важнейших факторов, детерминирующих национально- государственные интересы, относится сохранение (воспроизводство) и качественное улучшение условий жизнедеятельности исторически сложившейся этнической общности людей, национального ...

Российско-африканские отношения в контексте образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке
После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался но ...

Назначение и функции политической культуры
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздествие на политический процесс,динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политиче ...