Г
Страница 1

Геополитика

(от

греч. gе - Земля и роlitike - искусство управления государством) - направление политической мыс­ли, концепция, оправдывающая различные формы экспансии агрессивных государств при помощи ссылок на данные поли­тической и экономической географии, преувеличении роли гео­графических факторов в жизни общества.

Г. опирается на идеи расизма, теории социального дарви­низма, мальтузианства, недостаточности «жизненного прост­ранства», естественных границ и т, п. Как концепция Г. воз­никла перед первой мировой войной в работах шведского государствоведа Р. Челлена, который предложил термин «геополитика» как учение о государстве - географическом и биологическом организме, стремящемся к расширению, а так­же в трудах Ф. Ратцеля, X. Маккиндера, Л. Т. Мэхэна. В пе­риод между двумя мировыми войнами Г. была поставлена на службу нацистской идеологии (К. Хаусхофер) и стала офи­циальной доктриной немецкого фашизма. После второй миро­вой войны Г. продолжает разрабатываться в США, Канаде, ФРГ (К. Шмидт, Г. Гримм, А. Хетнер, А. Грабовский и др.). Современные концепции Г. широко используют доводы культурпсихологии и сравнительной теории культуры. Значительную роль в современных геополитических концеп­циях играет «глобальный подход к политической географии», отражающий претензии на мировое господство.

Геронтократия -

преобладание в правящей элите, в выс­шем руководстве обществом или государством лиц преклон­ного возраста, практически не способных к проведению соб­ственной активной политической линии.

Глобальные проблемы современности

(от франц. global - всеобщий, от лат. globus - шар) - комплекс общечеловеческих проблем, затрагивающих жизненные интересы мира в це­лом, всех его регионов и стран и требующих для своего решения согласованных международных усилий и действий. К ним относятся: предотвращение угрозы термоядерной войны, сохранение и упрочение мира, социальное развитие и экономи­ческий рост в мире, преодоление экономической отсталости, ликвидация голода и нищеты, установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами, ра­циональное использование природных ресурсов, обеспечение сбалансированного роста народонаселения и экономического развития стран, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технической революции, обеспечение растущих потребностей мирового сообщества в энергетических и сырьевых ресурсах и т. п. Появ­ление Г. п. с. свидетельствует об усилении взаимозависимости между странами и противоречивом характере жизнедеятельности человечества, особенно в условиях его стихийного развития и современного уровня производства, техники, культуры, и знаний об окружающей действительности. Между различны­ми Г. п. с. существуют тесные взаимосвязи, что осложняет реше­ние каждой из них в отдельности. На проблемы решения Г. п. с. существует несколько точек зрения. На Западе, с одной сто­роны, пессимистические прогнозы, «разочарование в прогрес­се» (Р. Арон, Р. Хейлбронер), а с другой, попытки найти «оптимистическое» решение на путях приостановки развития человечества (Д. Медоуз и др.), формулируя «пределы роста», выдвигая вопрос о сдерживании развития производства, огра­ничении роста народонаселения и т. п. В нашей стране в ос­новном доминирует точка зрения, в соответствии с которой Г, п. с. не носят фатально-катастрофического характера, они вполне разрешимы при установлении гармоничных отношений между обществом и природой и ликвидации социальных анта­гонизмов.

Господство -

институциональная форма проявления особо­го вида власти, связанная с угнетением или подчинением и со­провождаемая разделением классов, социальных слоев и групп, наций, индивидов на господствующих и подчиненных с соответствующей жесткой иерархией. Как явление Г. нельзя рассматривать вне социально-классовой структуры общества, а последнюю - вне отношений соподчинения и иерархии. В трактовке понятия Г. западная философия, социология и политология выделяют два основных направления. Первое рассматривает господство и подчинение как имманентно присущее природе человека. Сторонники второго направления считают, что оно возникает вместе с разделением труда, которое является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью современного исторического процесса. Нынешнее общество, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений господства (Адорно, Ю. Хабермас, М. Фуко). Рецидивы Г. преодолеваются в ходе формирования и упрочения правового государства, их демо­кратизации, расширения свободы слова и гласности.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Идеология и практика модели «общенародного государства»
Период 53-64-х годов явился этапом определенной коррекции теоретических воззрений, господствующих в сталинскую эпоху. Провозглашение идеи общенародного государства было напрямую связано с пересмотром отношения к построению коммунизма как ...

Тоталитаризм и демократия: народ и власть
Тоталитаризм в основном рассматривают как такой общественный строй, для которого характерна предельная централизация власти. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полност ...

Структура политических систем
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные орг ...