Понятие политической системы общества.
Страница 2

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенап­равленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, от­ражающая социальные интересы больших социаль­ных групп и определяющая облик системы. Образу­ющие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные по­литические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модер­низации системы.

Следует также отметить, что политическая систе­ма не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института ли­дерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формиру­ющейся и действующей. В данном контексте поня­тие «лидерство» означает некую нормативную мо­дель поведения индивида или группы (элиты, пар­тии), включающую, в силу занимаемого ими в дан­ном обществе положения, право и обязанность осу­ществлять инициативу

во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Органы власти – органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации – это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений.

Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше­нию к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп­ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от об­щественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие соци­альные группы, классы, слои. Политическая систе­ма – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления[3].

Материалистическая концепция обусловленности политической системы способом производства, соци­ально-экономическими отношениями в настоящее время подвергается критике. Так, французский политолог Клод Лефор в статье «Демократия» утвер­ждает: «Считать, что общественная система раскры­вается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация – это лишь элемент надстройки, созданной для под­тверждения могущества обладателей средств произ­водства, – значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принад­лежности ко всему комплексу, управляемому поли­тическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения инте­ресов и мнений, условия для свободного объедине­ния, информации, формулировки новых прав .»[4] Критическая аргументация К. Лефора больше отно­сится к вульгарно-экономическому толкованию вза­имосвязи политической надстройки от экономики.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Референдум
Одним из механизмов правления является референдум. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми ...

Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов
Понятия Кавказ и конфликты оказались зарифмованными позднесоветской и постсоветской историей. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять произошли в Кавказском регионе. Это — армяно-азербайджанский ко ...

Советская и суперпрезидентская формы правления.
Для двух республиканских форм правления разделение властей не характерно. При советской власти вся полнота власти принадлежит представительным органам - Советам (формально - народу), исполнительные и иные органы формируются советами и им ...