Детерминанты политического поведения: синергетический аспектСтраница 2
Если в условиях стабильности индивиды ведут себя, как правило, независимо, и могут игнорировать других, то переход в неравновесное состояние "пробуждает" их политическое поведение, заставляет устанавливать взаимные связи и организовываться. Создаются структуры, где каждый участник информирован о состоянии системы в целом. Тем самым отдельные человеческие сообщества ведут себя как единое целое, как вместилище однонаправленных сил, приобретая эмерджентные свойства. Поведение, политический потенциал подобных структур выходят на качественно иной уровень, чем у неорганизованной людской совокупности. В то же время само включение индивида в группу как структурного элемента, заставляет его подчиняться не индивидуальным программам поведения, а закономерностям функционирования сложных социальных систем, актуализирует доминирование эмоционально-психологических факторов над рациональными мотивами.
В условиях кризиса, когда резко сокращается продолжительность циклов политических и социальных процессов, временные потоки различных социальных групп окончательно рассогласовываются. Политемпоральность, разнонаправленность временных потоков и определяет во многом течение политических процессов и поведение масс. В отсутствие четко обозначенных целей, признанных лидеров, при недееспособности прежних социальных регуляторов характер политического поведения становится крайне нестабильным, резко расширяются рамки приемлемого и дозволенного.
Возрастает роль и значение психологических механизмов формирования поведения на уровне социальных групп. Политические лидеры сталкиваются с массами, демонстрирующими своим поведением странный и неожиданный иррационализм. Массы ищут лидеров, способных предложить новые, выглядящие реально осуществимыми именно в данный момент подходы в направлении обеспечения выживания социума.
Представляется, что целью исследований должно стать не столько выявление конкретных мотивов и детерминант политического поведения субъектов и форм его проявления, сколько прогнозирование реакций политической системы на производимые этим поведением изменения. Важно представлять критические пределы ее адаптационных возможностей к подобным флуктуациям и способности к адекватному моделированию массового поведения. Общество в процессе модернизации приобретает принципиально новые качества, нарушающие существовавшую прежде когерентность взаимодействия политических институтов и способные вызвать чрезмерно разрушительную реакцию масс на функционирование властных структур. Поэтому необходима предварительная проработка политических технологий, позволяющих влиять на поведение масс; своевременно купировать появление и влияние тех промежуточных политических аттракторов, действия которых могут привести к необратимой дестабилизации ситуации. При этом осуществление власти не должно сбиваться исключительно на банальные авторитарные и репрессивные методы.
Другие публикации:
Законодательная и
исполнительная власть земель
Так как Австрия является федеративной республикой, то земли, входящие в её состав, обладают определенной долей самостоятельности и правом местного самоуправления. Конституция устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в ра ...
Законодательная
власть
Законодательная власть Федерации осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Национального Совета (Nationalrat) и Федерального Совета (Bundesrat). Национальный совет является нижней палатой и избирается народом Федерации в соотве ...
Газовая политика современной России
В настоящее время проблема имиджа государства является одной из центральных тем обсуждений международного сообщества. Существующий имидж страны начинает накладывать все более значительный отпечаток на характер ее взаимодействия с другими ...

