Политические партии и общественные движения Республики Беларусь на современном этапе: типы, программы, особенности их деятельности
Страница 6

Политические публикации » Современные политические партии и движения Республики Беларусь » Политические партии и общественные движения Республики Беларусь на современном этапе: типы, программы, особенности их деятельности

Интересной в этом вопросе была позиция РПТС. Партия одна из первых осудила Беловежские соглашения. В суверенитете, белорусской независимости она видела средства для будущего сближение государств, которые входили ранее в СССР. Для правых партий суверенитет – это прежде всего средство для обеспечения эффективного развития экономики и через неё достойного уровня жизни. По мнению НДПБ, путь развития человечества – это построение мирового сообщества с множеством языков, культур. исторического выбора. Однако прежде чем объединиться, нужно получить независимость во внутренней, внешней, экономической политике.

Белорусскую многопартийность можно типологизовать и по их отношению к правящему режиму. В этом случае спектр белорусских партий делился на три группы: партии, которые поддерживали властные структуры, партии, которые находились в оппозиции (в той или иной степени) к власти, и партии, которые занимали нейтральную позицию по отношению к властным структурам.

Партии – сторонники власти – это почти все левые (БКП, БПП, КПБ), а также значительная часть левого центра (АП, РПТС, БССП, ССБР, ЛДП, БСДПНС). Например, БПП была первоначально создана как опора президенту страны. Она выступала за прочную и стабильную власть, высокоцентрализованное руководство, поддерживала президента в проведении реформ. ССБР поддерживала президента страны как сторонника славянской идеи, а именно тех его действий, которые были направлены на объединение с Россией. БСДПНС выражала готовность сотрудничать с властью, оставляя за собой право на конструктивную оппозицию.

Партии – оппозиционеры – это все правые силы (ПЗС, ОГП, БСП, партия БНФ, БНП (национальная), НДПБ), часть правого центра (БСДГ, БСДП НГ, БПП) и партия левого спектра ПКБ. Правые партии и партии правого центра отказывали в поддержке начатых существующей властью шагов в реформировании экономики. Они выступали против объявления войны частному сектору, опоры на государственную собственность, сохранение руководства экономикой из центра, а также против интеграции с Россией. ПКБ находилась в оппозиции к власти по иных причинах (несоблюдение властью законов, капитализация общества и т.д.).

Партиями, которые занимали нейтральную позицию в отношении к власти, были левоцентристские БЭПЗ, РП и правоцентристские БХДС, БНП (народная), ХДВ, БПЗМ, БРП, БПЖ «Надзея».

Белорусские политические партии можно рассмотреть и с точки зрения их отношения к форме правления в Республике Беларусь. Здесь выделились партии, которые выступали за президентскую или парламентскую республику.

За установление президентской формы правления выступали партия левого спектра БПП, некоторые партии левого центра (РПТС, БСДПНС, ССБР), партия правого центра БПЖ «Надзея». Часть левых (КПБ, ПКБ), партия левого центра ЛДП, значительная часть правых (БКП, БНП (национальная), партия БНФ) и правого центра (БХДС, БСДГ, БПП, БПЗМ) основной формой государственного правления считали парламентскую республику. ПКБ выступала за ликвидацию института президентства, считая Советы самой демократической, эффективной формой государственной власти.

Следует отметить, что большинство партий (БКП, АП, БЭПЗ, БССП, РП, БСДП НГ, БНП (народная), ХДВ, НДПБ, ОГП, ПЗС) не отразили в программах своё отношение к институту президентства или парламентаризма в Беларуси.

Анализ экономических разделов программных установок позволил выделить группы белорусских политических партий в отношении к проблеме собственности.

Левые партии (ПКБ, КПБ, БПП, БСП) и партия левого центра РПТС выступали за приоритет государственной собственности. КПБ. ПКБ. БПП были против передачи государственной собственности капиталу, в области аграрной политики – превращение земли в предмет купли-продажи. РПТС, БСП считали, что в обществе должна получить развитие смешанная экономика, которая предусматривает функционирование государственной, коллективной, частной форм собственности при преобладании коллективных отношений. В аграрном секторе допускалось создание фермерских структур.

Принцип о равноправия форм собственности отстаивали почти все партии левого центра (АП, БЭПЗ, РП, БССП, БСДПНС, ССБР, ЛДП) и широкий аспект правого центра (ХДВ, БСДП НГ, БПТ, БПЗМ, БПЖ «Надзея»). Партии считали необходимым создание равных условий для развития всех форм собственности, их взаимного дополнения. В аграрном секторе АП, БПТ, БПЖ «Надзея», РП выступали за приоритет государственных, коллективных и частных форм хозяйствования. ХДВ, БСДП НГ отстаивали приоритет частной собственности на землю и права её продажи как гарантии экономической самостоятельности крестьянства. БПТ, ССБР, ЛДП исключали введение земли в рыночный оборот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие публикации:

Образование нового Африканского Союза
Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в ...

К
Качество жизни - интегральная социально-политическая характеристика, включающая степень конкретного использования личностью всех имеющихся общественно и личностно значимых социальных ценностей, а также удовлетворенность уровнем доступнос ...

Федерализм: история и современные проблемы. История федерализма
Понятие "федерализм" шире понятия "федерация". Суть его состоит, прежде всего, в том, что федерализм включает в себя систему основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, характеризующи ...