Уровни государственной идеологии

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления.

Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это, прежде всего, конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Необходимо также обратить внимание на то, что в правовых документах идеи, принципы и положения государственной идеологии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов различного рода общественно-политической литературы, приобретают характер предельно четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти. Поэтому государственную идеологию, считают аналитики, с полным основанием можно рассматривать и как предтечу права. Положенные в основу деятельности государства идейные постулаты, освященные его авторитетом и защищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенным стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы»[[3]].

Низший уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируются содержание государственной идеологии – политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Распространение государственной идеологии, как и любого иного вида идеологии, сопряжено с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвоения широкими категориями населения могут происходить искажения изначального смысла. На массовом уровне практически неизбежным является упрощение содержания идеологии и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может явиться препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных категорий граждан.


Другие публикации:

Ф. Ратцель и Германия
Как многие другие “ангажированные” интеллектуалы того времени – как среди немцев, так и среди французов, англичан, русских, американцев – Ратцель много размышлял о своей стране, о ее роли и месте в мире. Подобно другим ученым, он был увле ...

Становление и развитие федерализма в России
До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России рассматривается с 1918 г., со Всероссийского съезда советов. В своем развитии российский федерализм прошел три ...

Национальное самоопределение как ресурс модернизации
Общество не может устойчиво существовать и развиваться без того, чтобы его граждане ощущали свою принадлежность к определенной культуре, к нации в ее современном понимании, к родине. Ощущение причастности только к определенному этносу или ...