Тоталитаризм и демократия: народ и власть

Тоталитаризм » Тоталитаризм и демократия: народ и власть

Тоталитаризм в основном рассматривают как такой общественный строй, для которого характерна предельная централизация власти. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полностью подчиняет своей власти целое общество, его экономическую, духовную и даже бытовую жизнь, используя для подавления мощный военно-бюрократический аппарат.

Другой подход не отрицает демократический характер тоталитаризма.

Как это возможно? Известно, что тоталитарный строй, как правило, возникает и определённое время существует при поддержке его массами и лишь впоследствии превращается в антинародную диктатуру. Сначала лидеры массовых движений выступают как герои, готовые на всё для блага своего народа. Но вот, со временем, в общественное сознание внедряется мысль о том, что руководители общества – не простые люди, а «избранные», которым следует воздавать соответствующие их заслугам почести. Этот процесс наглядно описывается в «Скотном дворе» Дж. Оруэлла, когда «некоторые свиньи» стали «равнее других»… Устанавливая тотальный контроль над обществом, замыкаясь в своеобразную касту, обособленную от народа, власть превращается в социальную силу, угнетающую и эксплуатирующую рядовых граждан. Постепенно члены общества, сами того не замечая, лишаются той самой свободы, к которой некогда стремились, объединяясь под руководством своих вождей в надежде построить новый, лучший мир.

Таким образом можно выделить два вида тоталитаризма: тоталитаризм, рождённый массовыми движениями, и тоталитаризм, насаждённый сверху. Демократичный характер и отличает тоталитаризм от просто авторитарной власти. В тоталитарном обществе власть и народ едины и мыслят себя как единое целое. Ещё Аристотель в «Политике» писал, что там, где не властвует закон, «простой народ становится монархом, стремится и управлять по-монаршему… и становится деспотом, и этот демократический строй больше всего напоминает из отдельных видов монархии тиранию; поэтому и характер у них один и тот же: и крайняя демократия, и тирания поступают деспотически с лучшими гражданами; постановления такой демократии имеют то же значение, что в тирании распоряжения»[1].

На склонность демократии к деспотии обращали внимание и американские исследователи общества, в частности А. де Токвилль. Его беспокоил тот факт, что демократия, предполагающая в качестве своего необходимого условия власть большинства, нередко становится заложницей этого большинства, действуя от его имени весьма тиранически. Большинство обладает огромной материальной и моральной силой, которой трудно противостоять.

Исходя из этого необходимо признать, что тоталитаризм может и по существу совпадать с демократией и быть её своеобразным порождением.

Сегодня большинство исследователей полагают, что по мере развития общества по общему правилу тоталитарный тип власти вытесняется авторитарным типом. В идеале авторитарная власть не допускает вмешательства в политические процессы, но сама не касается не связанных с политикой сфер жизни. Считается, что к демократии можно перейти через авторитарные формы правления, если народ не созрел в политическом отношении. Если же народ созрел для самоуправления, то наиболее рациональным будет путь широкой демократизации его жизни.

Всё зависит от природы власти, от того, чем вдохновляется данная власть. Есть разница между сильной авторитетной властью, олицетворяемой «харизматическим» лидером, и самовластием некой личности или группы, обладающей подавляющей силой.

Власть развращает любого, поэтому бесконтрольность власти со стороны общества недопустима ни под каким предлогом. В тоталитарном обществе фактически подавлена оппозиция, существует единственная политическая партия, служащая вождям, не могут существовать свободные средства массовой информации. Всё поставлено под жёсткий контроль государства. Это приводит к тому, что в обществе происходят процессы застоя и деградации, что приводит развитие данного общества в тупик.


Другие публикации:

Международная исламская организация «Спасение»
Международная исламская организация «Спасение» (МИОС). Учреждена решением ВИЛ в 1978 году. Штаб-квартира находится в Джидда (Саудовская Аравия). Основные цели: оказание помощи мусульманам - жертвам войны, религиозных конфликтов, стихийных ...

Происхождение власти
Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относител ...

Геополитические воззрения Г.Киссинджера
Международная политика уходит своими корнями в глубокую древность. В ней всегда причудливо сочетались сиюминутные интересы жестоких завоевателей и непреходящие идеалы социальных мыслителей. Соединяя и соподчиняя интересы суверенных госуда ...