Коррупция как угроза национальной безопасности
Страница 1

Политические публикации » Коррупция как угроза национальной безопасности

Масштабы коррупции как в России, так и в других странах мира, степень негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая является серьезным вызовом национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия, о которых пойдет речь в данной статье.

Гигантские ресурсы России являются тем «магнитом», который притягивает различные силы как внутри страны, так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, государственных образований, использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсов – воздействие через правительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку и критику тех или иных решений российского руководства), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческих решений государственными структурами России различного уровня начинают обретать в том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях предстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органы государственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономических групп, причем, используя не столько политический ресурс типа «оранжевых революций», но в первую очередь, используя финансовое лоббирование своих представителей, создавая организованные преступные группы по функционированию системы «отката» в сфере расходования бюджетных средств, что также является элементом закамуфлированной коррупции.

Причем, вред от коррупции такого качества выражается в нескольких крупных измерениях: принятие выгодного конкретных людям, организациям или государствам решений, невыгодных России; отток денежных средств за рубеж; неконтролируемое повышения спроса в потребительских секторах экономики, как следствие – рост цен в различных секторах экономики и инфляция; усиление без того сильного социального расслоения; дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.

В этой связи анализ нового качества коррупции как социально-экономического явления, выработка механизмов противостояния этому феномену становится жизненно важным для российского государства.

Первым важным шагом становится уточнение понятий, квалификация данного вида преступления в экономической сфере, уяснение природы данного явления. Его сущностью является слияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ.

Основным источников коррупции является формирование конкретных хозяйствующим субъектом сверхприбыли для взяток («откатов»). Вторым источником – привлечение средств из-за рубежа.

Внутри страны сверхприбыль образуется в ряде криминальных сфере (наркоторговля, торговля людьми, торговля контрафактной продукцией, контрабанда, нелегальное производство и торговля алкогольной продукций и т.д.) а также в процессе хозяйственной деятельности, в том числе выполняемой на основе бюджетного финансирования (как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций). Сверхприбыли в хозяйственной сфере, как правило, могут быть получены от завышения стоимости выполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также в результате снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). Значительную роль в завышении стоимости работ играют также «услуги» контрольно-надзорных органов, которые используют свои функции согласования как способ коммерциализации деятельности.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И. Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В. Сталина, что привело к формированию в рамках советско-к ...

Природа и сущность политической власти
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политичес ...

Проблемы Африканского Союза
С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию ...