Эволюция формы правления в Японии. Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19 в.). Конституция 1889г.
Страница 2

Политические публикации » Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах » Эволюция формы правления в Японии. Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19 в.). Конституция 1889г.

Формально Император обладал почти неограниченными правами. Прежде всего он являлся верховной властью в качестве главы государства. Он имел право осуществлять законодательную власть в согласии с Имперским парламентом, утверждая законы и предписывая их исполнение или налагая абсолютное вето. Кроме того, он обладал правом созыва и роспуска Палаты депутатов, а также издания указов, имевших силу закона при условии их одобрения на ближайшей сессии Парламента. Он мог также устанавливать организацию различных отраслей государственной администрации, назначать и увольнять всех гражданских и военных чинов, являлся верховным главнокомандующим армии и флота.

Однако, как это часто бывает в абсолютных и дуалистических монархиях (а Япония по Конституции 1889 г. была именно дуалистической монархией), за спиной Императора несколько человек фактически руководили государством. Это так называемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Императором главным образом из числа высшей бюрократии. Тайный совет пользовался привилегией толкования Конституции и давал советы относительно реализации всех важнейших мероприятий Правительства. Влияние военной и бюрократической верхушки было настолько серьезным и непререкаемым, что Правительство предпочитало свои важнейшие мероприятия согласовывать не с нижней палатой, а с пэрами верхней палаты, которые, будучи связаны в силу своего положения с кругами Тайного совета и генро, могли повлиять на судьбу конкретного министерства.

Права и обязанности подданных излагались, как тогда было принято, по отношению к своему государю. Отдельные права, главным образом личные, имели своей целью оградить частное лицо от произвола монарха или его чиновников. Из 15 статей данной главы 7 были посвящены личным правам и свободам: выбора и перемены места жительства, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки, свободы вероисповедания и т.д. Последняя в Конституции была сформулирована так: "Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она совместима с обязанностями их как подданных и с общественным спокойствием и безопасностью". При этом государственной религией Японии был синтоизм, которому, впрочем, название "религия" не совсем подходит, так как в нем отсутствует собственное нравственное учение. В основе синтоизма лежит культ предков, к которому в III в. прибавились некоторые идеи учения китайского философа Конфуция, а тремя столетиями позже - буддизма. В довершение характеристики своеобразия религиозной мысли в Японии следует указать на то, что в начале 80-х гг. прошлого века японский священник был послан в Европу, чтобы отыскать новую религию. Однако эта оригинальная идея не принесла ожидаемых результатов.

Устанавливалось также, что собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Отчуждение может иметь место лишь по соображениям общественного блага и в соответствии с положениями закона.

Конституция установила, что судебная власть осуществляется судами от имени Императора, а Закон об организации суда 1890 г. предусмотрел, что судей назначал Император. Судья мог быть лишен своей должности лишь вследствие осуждения его за уголовное преступление или путем дисциплинарного наказания. Принципиально важно, что конституционными положениями устранялась система так называемых административных судов, а судебная система включала мировые суды, окружные суды, высшие суды (выполнявшие функцию апелляционных) и Имперский суд (кассационный).

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Движущие силы социального прогресса
Главная производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. В.И.Ленин (1) Суть любого процесса действительности это развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс развития человеческого общества э ...

Анвар ас-Садат
Анвар ас-Садат родился 25 декабря 1918 года в многодетной семье в городке Мит-Абуль-Ком к северу от Каира. Он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего писарем в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родствен ...

Современные геополитические теории и школы Запада. «Гуманизированная» геополитика силы в теории З. Бжезинского
Мондиалистский проект, разрабатываемый и проводимый в период холодной войны, не был однороден. Существовали две его основные версии, которые, различаясь по методам, должны были теоретически привести к одной и той же цели. Первая, наиболе ...