Эволюция формы правления в Японии. Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19 в.). Конституция 1889г.
Страница 1

Политические публикации » Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах » Эволюция формы правления в Японии. Конституционный строй в период правления династии Тэнно (конец 19 в.). Конституция 1889г.

В период Сегуната Токугавы Япония была разделена приблизительно на 200 княжеств, а правительство страны находилось в ее центре, в Эдо. В середине 19 в., когда феодальная власть начала утрачивать устойчивость, богатые юго-западные княжества (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн) стали сопротивляться правительству в Эдо под лозунгом, что японцам нужно уважать династию тэнно, а не Токугавы. Тэнно был использован этими княжествами для борьбы за власть, но сам лозунг оказался очень эффективным. И в 1868 г. После сложной политической и вооруженной борьбы коалиционные юго-западные силы во главе с Тэнно победили правительство Токугавы.

Помимо построения новой государственной системы (упразднение княжеств и введение губерний, например) новой власти необходимо было скорректировать неравноправные договоры с европейскими державами и США (в этих договорах статус Японии фактически приравнивался к статусу полуколониального Китая). Для решения этой задачи в 1871 г. Новое правительство отправляет делегацию во главе с одним из влиятельнейших японских политиков Томоми Ивакурой в Америку и Европу. Сколько-нибудь значительных дипломатических успехов делегация не добилась, но почти за 2 года, изучив государственное устройство 12 европейских стран, по сути сформировала предпосылки к установлению в стране Конституционной монархии. В 1871 же году один из лидеров нового режиме Х. Ито был специально послан в Германию и Австрию, чтобы изучать Конституцию этих стран. В итоге за образец будущей конституции "Великой японской империи", разрабатывавшейся в атмосфере строжайшей секретности, была принята Прусская конституция 1850 г. По возвращении Ито началась работа по составлению японской конституции. Конституция 1889 г. Является октроированной, т.е. первоначально существовало соответствующее право монарха, и Конституция устанавливалась этим правом.

Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа, Император провозгласил целый ряд других важных государственных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Императорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был заменен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апреля 1890 г.

Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.

Конституция торжественно провозглашала, что "Японская империя на вечные времена непрерывно управляется Императором". В соответствии с Законом об Императорской фамилии, к которому делала прямую отсылку ст.2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны.

Как правило, монархи в качестве символов власти наследуют меч, скипетр и державу. Столь необычные регалии, о которых говорила Конституция 1889 г., легенда связывает с тем, что первому японскому Императору Великое сияющее божество неба (главное божество синтоистского пантеона) вручило бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: "Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не послушен тебе, потрясая этим божественным мечом".

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Ваххабизм
Ваххаби́зм — одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд ...

Технология адресной агитации
Успех избирательной кампании любого уровня во многом зависит от того, насколько полно содержание агитационных материалов связано с насущными нуждами избирателей, насколько глубоко воздействуют они на их чувства и эмоции. Чем к более узкой ...

Политическое сознание
Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическ ...