Конституционные основы организации государственной власти в Японии. Глава государства
Страница 1

Политические публикации » Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах » Конституционные основы организации государственной власти в Японии. Глава государства

Согласно Конституции Японии Главой государства является Император. Императорская династия Японии считается самой древней из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Каждый японский Император считался потомком первого Императора Дзимму (Дзимму-тенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение от богов. Вступление на престол Дзимму-тенно восходит к 660 г. до н.э., следовательно нынешний Император - 125-й в этом непрерывном ряду. Отсюда выходит, что японская царствующая семья - древнейшая из всех династий. Однако это не совсем так, если принять во внимание существовавший в Японии многовековой обычай, согласно которому Император уже в молодые годы отказывался от престола. В этом случае престол наследовало лицо, связанное с ним часто лишь усыновлением. Поэтому нельзя признать, что все японские Императоры принадлежат к одной фамилии.

Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, которая начинается с даты вступления на трон нового Императора (с 1989 г. началась эра Хэйсэй - эра правления императора Акихито).

В Японии действует салическая система престолонаследия - лица женского пола наследницами трона не являются (в отличии, например, Великобритании, где действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери). Если нет наследника, и если он не появится, то право избрать нового монарха предоставляется Парламенту: он изберёт любого мужчину и положит начало совершенно новой династии. В прессе же Японии идут дискуссии о том, не изменить ли конституцию, чтобы правом императорства обладали женщины.

За порядком наследования престола следит совет императорского двора, возглавляемый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Конституция определяет статус Императора следующим образом: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть" (ст.1). И далее: "Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти" (ст.4). Император назначает премьер-министра по представлению Парламента, а также главного судью Верховного суда по представлению Кабинета (ст.6). Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа такие действия, относящиеся к делам государства, как обнародование законов и договоров, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентских выборов, пожалование наград и др. (ст.7). Принято считать, что наделение этими функциями носит формальный характер, поскольку инициатива Императора в их осуществлении не предусмотрена. Тем не менее Император все же осуществляет действия публичного характера, не предписанные Конституцией. Например, в отношениях с Парламентом Император осуществляет не только конституционные полномочия, но и присутствует на церемонии открытия сессии Парламента, выступает с речью на заседаниях Парламента. Император совершает действия внешнеполитического характера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7). Согласно ст.73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, но посещение Императором других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отношений, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

С
Самоопределение - 1) осознание и определение субъек­том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства. Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъек­т ...

Типы избирательных систем
Когда речь идёт о подведении итогов голосования, также употребляется термин «избирательная система», но уже в другом значении. Избирательная система в узком смысле – это способ определения результатов выборов. Выделяют три основных типа ...

Гоббс Т. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете.
Томас Гоббс (1588-1679). Политико-юридическая доктрина Т.Гобсса содержится, прежде всего, в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 ...