Политические процессы: сущность и структура
Страница 1

В энциклопедических словарях есть два толкования понятия «процесс»:

а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо;

б) совокупность последовательных действий для достижения результатов.

Данные определения процесса характерны и для политического пространства.

Существуют два аспекта в толковании действий: субъективный (мотивационный) и объективный.

Субъективный аспект связан с реальными интересами граждан и деятельностью властных структур.

Объективный аспект являет собой результат этой деятельности.

С учетом изложенного политический процесс квалифицируется в политологической литературе как последовательная смена состояний социально-политической действительности, происходящая в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.

Структура политического процесса идентична структуре политической власти. Ее основными элементами являются:

– субъекты – носители власти,

– объекты – те, на кого направлена власть,

– средства (то есть методы, ресурсы осуществления процесса).

Перечислим подробно фазы политического процесса: формирование политических интересов, их пропаганда, представление политических интересов институтам, принимающим решения, выработка политических решений, принятие решений, реализация решений и контроль за их выполнением, политическая мобилизация граждан, распределение и перераспределение ресурсов власти.

Более обобщенно – это формирование политических проблем, выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) политики, принятие политических решений, оценка принятых решений, механизм реализации решений. И еще более обобщенно политический процесс можно подразделить на два этапа: принятие решений и их реализация.

В процессе выработки и принятия решений задействовано большое количество участников: институты власти, группы интересов, общественность, СМИ. Центральную роль играют институты государственной власти (президент, парламент, правительство), поскольку именно они распределяют через бюджет полномочия между социальными группами, определяют цели политического развития.

От характера и формата их деятельности зависят и циклы политического процесса. Так, в демократических государствах пик политической активности населения приходится на период избирательной кампании. В дореформенных условиях (в СССР) ритм политической жизни задавали решения правящей партии, съезда КПСС, на которых определялись задачи на пятилетку.

Решение – это выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Субъектами решений выступают индивиды (политические лидеры), представители органов власти, социальные группы и слои, вплоть до всего общества в ходе референдумов. Политические решения должны быть понятны и близки широким массам людей.

Выделяются следующие фазы принятия решений: анализ проблем, обсуждение вариантов предложений, принятие решений.

На первой ступени в политическую систему представляются интересы социальных слоев. В этом случае большое значение играют такие институты, как депутатский корпус, СМИ, политические партии и т.д., которые призваны артикулировать и представлять государству интересы масс. Государственные органы изучают сформулированные пожелания, обсуждают варианты решений. Для этого государственные институты могут располагать группами, даже целыми советами экспертов, консультантов, аналитиков, которые изучают и готовят необходимый материал.

Далее наступает стадия принятия решений, то есть выбор наиболее подходящего варианта. Эффективность принятия решений зависит во многом от слаженности действий институтов власти, от взаимодействия центральных и местных органов, ветвей власти и т.д.

Выделяют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений.

Первый – это оптимальный вариант, когда результат принятого решения может наиболее полно соответствовать поставленной цели.

Однако в жизни приходится исходить из реальных обстоятельств, и тогда политики прибегают к методу последовательных ограничений, то есть к постепенному достижению цели. Учитывая плюсы и минусы обоих методов, ученые предлагают смешанный метод принятия решений, который предполагает четкое определение цели, вычленение наиболее значительных ее аспектов и поэтапное движение к намеченным ориентирам. Успех в реализации решения зависит от целого ряда факторов, включающих в себя наличие устойчивой правовой базы, четкое взаимодействие ветвей власти и управленческих структур, чувство ответственности за доверенный участок работы. Исключительно важно на этом этапе уметь активизировать само общество на достижение поставленных задач и исключить противодействие со стороны оппозиции.

В политической литературе дается следующая типология политического процесса.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Задачи политической рекламы
Задачи рекламы нужно рассматривать с разных сторон: экономической, социально-психологической, идеологической, эстетической и др. Реклама является комплексной деятельностью. Она аккумулирует знания, опыт, достижения науки, отраслей народно ...

Понятие и типология политических режимов
Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деяте ...

Решение
В указанном случае были соблюдены все условия, кроме одного: не был соблюден срок подачи заявления и иных документов, необходимых для государственной регистрации политической партии в регистрационный орган (ч. 4 ст. 15 Закона Республики Б ...